Неожиданное предложение амбициозного московского галериста Марата Гельмана перепрофилировать мемцентр в музей кино вызвало возмущение ульяновской общественности и музейщиков.

Ситуация обсуждалась на «круглом столе» в Общественной палате Ульяновской области.

Директор мемориала Эдуард Шабалин свою позицию обрисовал следующим образом: наш край стал родиной для многих ярких личностей, но все же главной приманкой для делегаций и туристов является Ленин – великий деятель мирового масштаба; именно его имя – главный бренд региона; Ленинский мемориал с его уникальной, по сути дела, антикварной экспозицией, не имеет аналогов в мире и ее свертывание было бы преступлением; задача – сохранить все, как есть, а не следовать дешевому популистскому ходу столичного галериста. Особенно возмутило Шабалина то, что Гельман, озвучивая свою идею, ни с кем из сотрудников мемориала не советовался, это ему просто не интересно.

Вообще, для этой истории с инициативой предприимчивого москвича характерна некая келейность. Вопрос представляется им самим как уже решенный. Это отметил лидер движения «За достойную жизнь» Евгений Лытяков, который, в частности, сказал:

– Настораживает молчание областной власти, на которую в Интернете ссылается Гельман: «мы договорились», «мы решили». До тех пор, пока не будет однозначного ответа на это в СМИ от губернатора, брожение в умах населения против музея кино в мемориале будет происходить. Отмалчивается и Департамент по культуре и архивному делу, и Комитет по охране культурного наследия.

Председатель Общественной палаты Ульяновской области Сергей Ермаков обратил внимание на то, что Гельман не случайно увидел для себя в мемориале свободную нишу. Если бы была программа культурного развития области, города, разве кто посягнул бы на мемориал?

Заместитель директора мемориала Валерий Перфилов уточнил: «Нельзя сказать, что мы не развиваемся. За сорок лет из пропагандистского центра мемориал превратился в музей. Сейчас 85% наших экспонатов – подлинники. Два года назад с участием представителей российского правительства прошло заседание, где была представлена концепция развития мемориала не только как музея Ленина, но и как музея истории ХХ века. Концепцию поддержали. Более того, специалистами из Санкт-Петербурга был разработан проект художественного оформления новой экспозиции».

Перфилов сделал акцент на следующем парадоксе: в то время, когда в Ульяновске идут разговоры о свертывании музея-мемориала Ленина, во французском Монпелье месяц назад установили памятник этому нашему земляку, который, кстати, в том городе никогда не был, а в Берлине организуется музей истории социализма.

«Российское общество поразила болезнь исторической невменяемости», – констатировал выступающий и предложил в «Культурную столицу Европы», о титуле которой для Ульяновска мечтают наши власти, двигаться под лозунгом «Сохраняем, не разрушаем, дополняем, развиваем».

Многие из участников «круглого стола» отмечали ужасающее состояние здания мемориала и площади 100-летия В.И. Ленина, которым срочно необходима реконструкция.

Попытался успокоить присутствующих заместитель руководителя Департамента культуры и архивного дела Александр Колтун. По его мнению, мало ли что сказал Гельман, Ленинский мемориал и его предназначение однозначно нужно сохранить, и это будет сделано. Кстати, тема восстановления его здания и площади обсуждалась на федеральном уровне. Но вкладывать средства в региональную собственность, каковым является мемцентр, не позволяет законодательство. На сегодняшний день губернатор Ульяновской области решает на уровне Президента РФ и председателя российского правительства вопрос о финансировании отдельной строкой реконструкции мемориала в сумме порядка 700 млн. рублей.

Вместе с тем, как выяснилось из выступления ведущего специалиста Департамента культуры и архивного дела Анны Карвалейру, идея Марата Гельмана в

этом учреждении все же нашла отклик. Сама Анна недавно вернулась из Перми, где Гельман открыл музей современного искусства, весьма популярный среди молодежи. И ей самой как представителю молодого поколения гораздо интереснее посмотреть на творения Энди Уор-хола, классика современного искусства, нежели на «обветшавшие» экспонаты наших музеев. Поэтому ульяновская молодежь, считает Анна, не останется на родине, а скорее поедет учиться или работать в Пермь, где сможет удовлетворить свои эстетические потребности. Она убеждена: нужна модернизация нашей культуры с альтернативой традиционным культурным ценностям и смыслам.

Весьма кстати оказалась информация, озвученная историком и краеведом Сергеем Петровым. По его сведениям, принято решение о создании в рамках ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» музея истории театра и кино. Он будет основан на местном материале. Выходит, сможем и без Марата Гельмана обойтись?

Ирина Морозова