От редакции: сегодня на почту для конкурса нам поступило письмо, автор пожелал остаться неизвестным. Публикуем текст полностью без исправлений.

Здравствуйте! Вижу, что у создателей «Антикризисной клиники» хватает силы духа и мужества вскрывать и рассказывать о неблаговидных поступках и делах безответственных и бессовестных управленцев от власти. Поэтому решил Вам написать.

Извините, что анонимно. Думаю, прочитав заметку, Вы простите мне мою «скромность». Очень надеюсь, что, Вы, не откладывая в долгий ящик, придадите огласке ту взрывоопасную ситуацию, которая в настоящее время имеет место быть в некоторых районах Ульяновской области по указанной ниже проблеме.

Некоторые районы области на пороге вспышки туберкулеза

В Ульяновской области зреет и в любую минуту может вспыхнуть эпидемия туберкулеза не только среди животных (судя по опубликованным «Антикризисной клиникой»» материалам – авт.) но и среди людей. Ситуация более, чем сложная, требуются оперативные меры, чтобы противодействовать наступающей опасности.

Несмотря на это министерство здравоохранения Ульяновской области, исполнительные органы ряда муниципалитетов и региональное правительство, по моему мнению, мало что делают для эффективной защиты населения от страшной болезни. Порою профилактическая и лечебная работа могла бы вестись лучше, не ограничиваясь показными акциями, типа месячника, который сейчас проходит по области. Особенно провален такой важный этап, как первичное выявление этого заболевания.

Между тем, больные туберкулезом продолжают заражать окружающих и умирать.

Возможно, это заявление кажется нереальным, чем-то фантастическим. Тем не менее, это так и есть, и не исключено, что ситуация еще более опасная, чем я думаю.

Если во многих субъектах России с туберкулезом пытаются бороться всеми возможными методами, то в нашей области, с этим делом завал. Самое ужасное, что этот факт тщательно скрывается руководством министерства здравоохранения Ульяновской области, об этом не могут не знать и первые лица губернии. Более того, в последние годы ситуация по заболеваемости туберкулезом по ряду муниципалитетов только ухудшается.

К сожалению, открыто об этом никто не решается заявить. Цифры же официальной статистики, которыми прикрывается региональное министерство здравоохранения во главе с хронически несостоятельной госпожой Карауловой, вызывают недоверие.

От больных коров могли заразиться люди

Я признателен Вам, что «Антикризисная клиника» не осталась в стороне от того безобразия, которое происходило, а, может быть, продолжает происходить в Чердаклинском районе и честно написала об этом. Это, конечно, возмутительный факт, однако в статьях, выставленных на портале, говорится только о бедных больных коровках, страдающих туберкулезом, об их тяжелом житье – бытье в так называемых «шатрах» стоимостью в 3 млрд. рублей. Удивительно и очень странно, что никто не вспоминает о людях, живущих рядом. Возникает вопрос – кто должен заботиться о здоровье людей?

Каждый больной может заразить до 30 человек

Зато известно, что за один год больной активной формой туберкулеза заражает 10-15 человек, по другим источникам – до 30. По данным главного фтизиатра Министерства здравоохранения и социального развития России в последние годы заболеваемость туберкулезом в стране остается тяжелой проблемой общества. Ежегодно от различных форм туберкулеза умирает около 30 тысяч граждан России, за сутки – 85 человек, а за час – 3-4 соотечественника. При этом каждый год регистрируется около 18 тысяч новых больных.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила туберкулез «глобальной угрозой всему человечеству». Есть понимание, что туберкулез стал «проблемой номер один»: сегодня бактериями туберкулеза инфицированы около 2 миллиардов человек. Туберкулез, как причина смерти занимает первое место среди инфекционных заболеваний. Жаль только, что такого понимания достает не всем.

«Не дай бог, заболеть!»

По большему счету, уже после первых сообщений об этом факте губернатор, правительство, министерство здравоохранения области, другие службы должны были начать бить в колокола. Этого, к сожалению, не произошло. Как следствие, общественность не знает, куда на самом деле уходило молоко от зараженных туберкулезом коров? Где гарантия, что оно сначала не попадало к частным перекупщикам сырья, а потом ими не реализовывалась через уличную торговлю в Ульяновске, Димитровграде, других населенных пунктах нашего региона и соседних областей и республик? Уверяю вас, такой гарантии нет. И быть не может, чтобы там сейчас не говорили большие люди из телевизионных ящиков и со страниц официальной прессы.

Но мы также не должны забыть и тот факт, что земли ближайших районов, наверняка, еще и удобрялись навозом туберкулезных коровок. А помимо этого и каждый работник так называемой фермы, погуляв по «шатрам» несет заразу не только домой, но и в массы!.. То есть опять никакой гарантии, что туберкулез не придет в ваш дом, какие бы красивые сказки не рассказывали разного рода контролирующие службы. Кто, наконец, ответит, сколько людей, в результате этой безответственности, подвергались и сегодня рискуют заболеть туберкулезом, и даже, возможно, уже заболели? Вам на этот вопрос тоже никто не сможет ответить однозначно. Неясно также, как ситуация в Чердаклинском районе в ближайшей перспективе отразиться на общей заболеваемости туберкулезом? А туберкулез – «тихий убийца», который подкрадывается незаметно, поражает миллионы и плохо поддается лечению. Вот и подумаешь: «Не дай бог, заболеть!».

За три года заболеваемость выросла в три раза

Я уже отметил, что к статистике, исходящей от госпожи Карауловой, следует относиться критически. Но даже они удручают знающих людей, особенно тех, кто знает тему изнутри. К сожалению, таким глубоким багажом знаний по обсуждаемой теме я не располагаю. Но и то, что мне стало известно, не дает мне покоя.

Одним из самых неблагополучных территорий Ульяновской области является Мелекесский район. На фоне бравурных репортажей о том, что этот муниципалитет один из лидеров сельскохозяйственной отрасли области, стыдливо умалчивается, что этот район – рассадник туберкулеза для нашего региона и отчасти соседних областей и республик. Достаточно посмотреть на карту и убедиться в этом – Мелекесский район граничит с Самарской областью и Татарстаном.

Отечественные специалисты констатируют, что рост заболеваемости и смертности в последние годы в стране обусловлен рядом экономических и эпидемиологических причин. Ну, как тут не вспомнить больных коров? После развала Союза и начала миграции населения из бывших республик, Мелекесский район стал местом, где стали находить кров многие переселенцы. Еще недавно дешевое относительно города жилье, близость Димитровграда, где до кризиса еще можно было трудоустроиться, привлекали разных людей, и не только здоровых. Не стоит сбрасывать со счетов наличие в Димитровграде нескольких исправительных колоний – «тройки», «десятки», а также тюрьмы и детской воспитательной колонии. Не знаю как в димитровградских зонах, но в стране резервуар инфекции в контингенте мест лишения свободы настолько огромен, что, по мнению российских специалистов, постоянно грозит выплеснуться на все население. Кого-то удается вовремя диагностировать на зоне, кого-то нет. И в том, и в другом случае, эти люди рано или поздно оказывается на свободе. Кто-то уезжает на малую родину, а кто-то своим новым местом жительства выбирает ближайшую от Димитровграда округу. Местные и региональные власти прекрасно осведомлены об этом, тем непонятнее их отношение к проблеме.

Беда в том, что в Мелекесском районе до сих пор не создана структура, которая позволяла бы эффективно противостоять наступлению туберкулеза. В частности, в этом муниципалитете толком не работает система раннего выявления туберкулеза.

Между тем, есть два федеральных закона – «О местном самоуправлении» и «О предупреждении распространения туберкулеза в России». На основании этих нормативно-правовых актов, в компетенцию местных органов власти входит первичное выявление туберкулеза у населения. А непосредственное оказание противотуберкулезной помощи и лечение входит в компетенцию субъектов Федерации.

Прежде выявлением туберкулеза на селе занималось так называемое первичное звено – участковые больницы и центральная районная больница. Но благодаря министерству здравоохранения Ульяновской области, которая без конца оптимизирует медицинскую помощь для населения региона, в 2005 году ЦРБ приказала долго жить. И теперь здравоохранение Мелекесского района состоит из кучки участковых больничек и фельдшерских пунктов, которые варятся в собственном соку.

Властям, бесконечно сменяющимся руководителям от медицины района и области, не хватило даже трех лет, чтобы решить этот важный вопрос – организацию ЦРБ Мелекесского района.

А между тем, туберкулез, похоже, живет своей жизнью и продолжает победное шествие по Ульяновской области. Например, в том же Мелекесском районе по официальным данным за последние три года заболеваемость туберкулезом выросла в три раза. Она выше средне областного показателя почти в два раза. Это притом, что здесь низкое выявление, где-то около 30-32%. Сами понимаете, это только верхушка айсберга. Высока и смертность.

На больных денег нет, на поездки в столицу – есть

Вот в октябре в Ульяновской области объявили месячник по борьбе с туберкулезом.

Еще недавно его проводили весной. Интересно, почему сместили время проведения? Может, решили все-таки перестраховаться и активизировать профилактические осмотры? Или на волне возмущения ситуацией с туберкулезными коровами в Чердаклинском районе и обеспокоенности населения захотели этим месячником продемонстрировать, что в области делается много для профилактики этого заболевания?

Официально объявлено, что в рамках месячника, «помимо многочисленных семинаров, запланировано два центральных мероприятия». 14 октября состоится День открытых дверей «Дети – наше богатство» в детском отделении областного противотуберкулезного диспансера. В течение «всего дня лучшие детские фтизиатры проведут диагностику и дадут бесплатные консультации всем обратившимся». Интересно, а как туда добраться, допустим, из какой-нибудь глубинки? И какое сильное должно быть желание?! 28 октября стартует акция «Здоровое поколение в 21 век». В её рамках «все желающие смогут пройти обследование на передвижном флюорографе, который будет работать у здания министерства здравоохранения Ульяновской области». Это, видимо, чтобы госпожа Караулова и ее свита не утруждали себя долгими пешими прогулками? Похоже, что именно она и иже с ними, то самое «здоровое поколение в 21 веке», остальные о здоровье могут забыть? Да эти горе- руководители от медицины лучше бы направили передвижной флюорограф, а лучше три, в села Мелекесского района. Там для таких передвижек непочатый край работы. Когда-то, в этом районе, где живет около 40 тысяч человек, за год медики осматривали от 16 до 22 тысяч человек. Правда, тогда здесь была налажена эффективная работа по профилактическому осмотру. Специальная передвижка ездила по селам до десяти месяцев в году. Теперь этого нет.

Говорят, администрация Мелекесского района никак не может найти денег для оплаты этого вида услуг. Главе этого княжества Тигину, которого в прошлом году, каким-то неведомым образом, признали успешным менеджером, чуть ли не всей России, можно только посоветовать обратиться в губернию с челобитной. Ведь нашлись же 3 млрд. рублей для возведения «шатров» для коровок и «подарка» в виде распространения смертельной заразы. Эта горе-администрация не может найти средства не только на уже оказанное лечение, но и на то, которое сейчас представляется населению района туберкулезным диспансером ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России, расположенным в городе Димитровграде. Только за 2010 год администрация Мелекесского района в союзе с министерством здравоохранения Ульяновской области «накопила» перед тубдиспансером долг, приближающийся к трем миллионам рублей. Тем не менее, федеральные медики пока еще продолжают лечить людей, которые не виноваты в безрассудности чиновников.

Но думается дело не в нехватке средств, а скорее всего, в элементарном нежелании заниматься проблемой, попытка свалить ее на других, решать за чужой счет. На другие-то мероприятия – типа поездок в Москву, у главы администрации Мелекесского района Тигина находятся деньги. Вот, в частности, на днях он опять вернулся из первопрестольной, ездил на очередную сельскохозяйственную тусовку под названием «Золотая осень». Привез медальку, золотую. Теперь, видимо, сияет как медный пятак. Хотя по совести, ему бы со стыда краснеть. Наверняка, Владимир Павлович не на свою зарплату в столицу катался. А если копнуть, то, не исключено, всплывет, что кое-какие бюджетные деньги были потрачены на всякого рода презентационные стенды, сувениры и т.д. Без этих «побрякушек» ни одна выставка не обходится.

Зато вот на профилактику и лечение больных туберкулезом жителей муниципалитета, почему-то, деньги с трудом отыскиваются. Можно только пожалеть, что в нашей области этой проблеме не уделяется должного внимания. В этом плане больше повезло населению других регионов. Вот, например, в Барнауле, за счет городского бюджета планируется приобрести один цифровой флюорографический аппарат и восемь аппаратов для искусственной вентиляции легких. Здесь же, в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» в лечебно-профилактические учреждения города уже поступили один передвижной и семь стационарных флюорографов и четыре рентгеновских аппарата.

Кого обманывают?

Известно, что профилактические осмотры позволяют диагностировать до 50% от всех случаев впервые выявленных случаев туберкулеза, что свидетельствует об их эффективности.

Теперь в район присылают передвижку из области, но это случается, к сожалению, редко. Ну, сколько народа она может пропустить через себя за короткий период пребывания на мелекесской земле? Немного. Между тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 25.12.2001 года (№ 892), население подлежит профилактическим (флюорографическим) медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года.

Отдельные контингенты, являющиеся группами повышенного риска по возникновению и последующему распространению туберкулеза, должны проходить проверочные обследования ежегодно или 2 раза в год независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания.

Смущает и другое обстоятельство. Опять поясню на примере Мелекесского района, уж больно ситуация здесь вызывающе тревожная. Несмотря на то, что передвижка по муниципалитету колесит не часто, статистика по профилактическим осмотрам в Мелекесском районе подозрительно хорошая. Как-то они даже умудрились обойти город Димитровград. Что просто не реально. Как такое могло случиться, остается только догадываться. Не хочется думать, что в таком серьезном вопросе, как борьба с туберкулезом, Мелекесский район позволил себе опуститься до приписок. Правда, наверху по этому поводу молчат. Не видят? Тогда зачем там, такие как Караулова? А если видят и молчат? Тогда Караулова и те, кто за нее в свое время поручились, получается, занимаются самым настоящим вредительством.

И если бы не самоотверженная работа сотрудников туберкулезного диспансера ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России ситуация по заболеваемости в Мелекесском районе была бы, наверное, просто удручающей. Но этот тубдиспансер, еще раз отмечу, не уполномочен проводить первичное выявление заболеваемости туберкулезом на территории района, он этим занимается только в городе, а лечение ведет по договору (контракту) с министерством здравоохранения Ульяновской области, которая, по необъяснимым причинам, не отличается добросовестностью в оплате выполненных медицинских услуг. Странную позицию – наблюдателя – в этом вопросе занимает и администрация района

Надо в корне менять отношение к профилактике и лечению туберкулеза в Ульяновской области. Имитация бурной деятельности, которую демонстрирует министерство здравоохранения нашего региона, и некоторые органы местной власти, до добра не доведут. Не надо брать грех на душу, если, не дай бог, случиться вспышка или еще хуже эпидемия, мало никому не покажется.

P.S.:

Думаю, вам, журналистам, не сложно будет собрать частицы мозаики в цельную картину.

Желаю удачи!