К такому выводу пришли участники парламентских слушаний, которые состоялись 13 октября по инициативе председателя комитета Государственной Думы по образованию Григория Балыхина. Слушания проходили в режиме видеотрансляции благодаря чему в них смогли принять участие депутаты Законодательного Собрания и представители Правительства Ульяновской области, директора школ и ректоры вузов региона.

Открывая совещание Григорий Балыхин отметил, что закон об образовании является ключевым, поскольку напрямую влияет на воспитание личности, передает накопленные предыдущими поколениями знания и опыт, открывает путь к успеху, обеспечивая качественным образованием и решая вопросы кадрового обеспечения всех секторов экономики страны, а также интеграции России во всемирную научную и экономическую сеть. Поэтому, новый законопроект должен стать важнейшей составляющей в реализации государственной образовательной политики.

Отметив положительные нововведения, участники слушаний также детально рассмотрели недостатки, допущенные разработчиками документа, и высказали немало критических замечаний и интересных предложений. К примеру, в новом законопроекте не нашла отражение внеурочная деятельность, работа школьных библиотек. В главе закона о дошкольном образовании разработчики проекта не учли такие формы воспитания, как частные и семейные детские сады. Вызвал дискуссию вопрос, касающийся сельских и малокомплектных школ. Не учтен в законе такой важный момент, влияющий на принятие решения о закрытии или учебного заведения, как сход граждан.

После обсуждения докладов и выступлений по теме парламентских слушаний были приняты рекомендации Правительству страны о разработке новых проектов федеральных законов в связи с принятием законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Министерству образования и науки РФ рекомендовано вынести законопроект на общественное обсуждение, рассмотреть поступившие замечания и предложения из регионов и учесть их при доработке законопроекта.

Заместитель председателя комитета ЗСО по социальной политике Ростислав Эдварс отметил, что на прошлой неделе комитет Государственной Думы по науке и образованию провел в Москве семинар, посвященный особенностям внедрения 83 ФЗ в системе образования. На семинаре подробно были рассмотрены различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Затрагивались также и новые федеральные стандарты в области образования. Присутствующие на встрече представители министерства подтвердили, что на реализацию новых государственных образовательных стандартов в начальной школе потребуется на 30 % увеличить соответствующие затраты, однако выделение дополнительных денег из федерального бюджета на эти цели не предусматривается.

Ростислав Эдварс рассказал также, что в рамках семинара участники посетили московский детский сад и школу. «Честно скажу, что дошкольные учреждения нового микрорайона на Ходынке не произвели особого впечатления. Хорошие, ухоженные садики, но не более. В Ульяновске многие сады могут конкурировать с ними по уровню оснащения, работе педагогического коллектива. В понимании бюджетных процессов наши заведующие ДОУ, продвинулись намного дальше своих Московских коллег. А вот школа № 1409 меня действительно поразила. Точнее даже не школа, а по настоящему, образовательный центр 21 века. Многие вещи, о которых мы говорим, причем говорим уже довольно долго, в центре уже реализованы. Например, реализованы сквозные образовательные программы с 1 по 11 класс, очень тесно осуществляется взаимосвязь предметов, освоены компетентные подходы в образовании школьников. Внедрена система электронных дневников и журналов, причем именно в той форме, которая давно уже прописана, но так и не реализована в Ульяновске. Большие, современные залы загружены огромным количеством разнообразных спортивных кружков. В общем, было чему позавидовать и чему поучиться у своих коллег. Мы договорились с директором школы о посещении этого центра группой педагогов из Ульяновска – будем перенимать передовой опыт», – сообщил он.