В рамках депутатской недели председатель аграрного комитета Госдумы РФ Валентин Денисов побывал с рабочим визитом в Новомалыклинском и Мелекесском районах. Вопросов к депутату было много и ни один из них он не оставил без ответа.

– Валентин Петрович, жителей региона интересуют наиболее актуальные вопросы в части законодательной работы Госдумы России. Тем более что страна оказалась в тяжелейшей ситуации не только с зерном, но и в целом по продовольственной корзине.

– На подходе принятие изменений в Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Сняты последние проблемы в правительстве и администрации президента РФ. Цель изменений – защитить собственников земель сельхозназначения, прежде всего, владельцев паёв. Второе – повысить использования таких земель через повышение ответственности нерадивых собственников, которые не обрабатывают их, по сути, превращая в пустоши и леса. Кто не обрабатывает землю, должен за это платить, или уходить с неё, уступая место тем, кто эту землю будет обрабатывать.

Есть в Законе, мной упомянутом, ещё несколько дополнений. Сегодня, например, даже толком не прописаны полномочия собрания пайщиков. Дело доходит до абсурда. Провели собрание, а один пайщик умер или выбыл по уважительной причине – и надо всё начинать по новой. Это совершенно не рабочая норма закона, которая требует замены. Мы предлагаем наделить в этой части полномочиями муниципальные органы, которые будут выстраивать работу с владельцами земельных паёв.

Есть несколько предложений по Закону «О развитии сельского хозяйства». Поясню. Предположим, вы занимаетесь переработкой молока. В прошлом году, как известно, возникла патовая ситуация с ценами на этот продукт: они, что называется, упали в никуда. Было решено, что по аналогии с зерновыми надо проводить молочные интервенции. Но в Законе «О развитии сельского хозяйства» правом участия в интервенциях наделён только сельхозпроизводитель. О перерабатывающих предприятиях не сказано ни слова. Между тем мы можем и должны закупать не только молоко, но, прежде всего, продукцию его переработки: сметану, творог, масло и многое другое. Следовательно, для участия переработчиков в интервенциях надо включать их в Закон.

Применительно к законотворчеству добавлю, что мы по-прежнему занимаемся разработкой технических регламентов. Сейчас в портфеле «заказов» есть техрегламенты на пивную продукцию, винодельческую, чайную. Но идёт изменение ситуации в связи с формированием Таможенного союза. Скорей всего, принятие федеральных законов по техническому регулированию будет прекращено. А функции перейдут Таможенному комитету трёх стран: России, Белоруссии и Казахстана, которые станут принимать техрегламенты в рамках Таможенного союза.

– Очень серьёзной проблемой видится кредитная политика …

– Мы на протяжении 10 лет активно пропагандировали финансовые институты. Создали систему кредитования АПК, в том числе сельхозпредприятий. Создали «свой» Россельхозбанк. Тем не менее, наступил предел закредитованности, который не обошёл стороной даже крупные агрохолдинги. Компания САХО, работающая на территории Ульяновской области, фактически отказывается платить проценты по кредитам, полученным в Ульяновском филиале Россельхозбанка. Это серьёзный и тревожный звонок.

Сегодня, в соответствии с Законом «О развитии сельского хозяйства», деньги вначале должны дойти до сельхозпроизводителей и только после этого аграрии вносят их в банк. Можно упростить схему, направляя федеральные финансовые потоки напрямую в тот или иной банк, который на основании соглашений с государством участвует в кредитовании сельхозпроизводителей. Другое дело, что пока не найдено общего понимания с Минфином России: в предлагаемой схеме есть свои плюсы и минусы.

И ещё момент. Одно дело – прописать правила в законе и совсем другое – реализовать их на практике. Нужен жёсткий контроль над финансовыми институтами и банками, которые наиболее активны в кредитовании сельхозпроизводителей.

– Сегодня многие специалисты, высокопоставленные руководители начинают бодро рапортовать, что последствия засухи мы уже преодолели. Но стоит вернуться к истории с пресловутой гречкой, как возникают сомнения в истинности таких слов.

– Дефицита зерна, действительно, вроде бы, нет. Но нет и его излишков. Вы знаете, что председатель правительства РФ принял решение закрыть границы для экспорта российского зерна. Признаться, зерновыми проблемами нынешнего года мы изрядно переполошили мировую общественность. Зарубежные эксперты пытаются на нас давить: «Начинайте вывозить зерно, иначе потеряете место на мировом рынке». Но должно быть чёткое понимание проблемы: сначала интересы внутреннего рынка, а потом, если что-то останется, можно отправлять и за рубеж. Иначе попадём в ситуацию, когда продаёшь на рубль, а закупаешь обратно на сто рублей. Этого быть не должно.

Аналогичная ситуация с подсолнечным маслом. Мы не будем его экспортировать: необходимо вначале покрыть потребности внутреннего рынка. Западу только того и надо, чтобы мы создали у себя дефицит, нарушили свой продовольственный баланс и открыли границы для его продукции.

Хотя, признаться, и на продовольственном рынке внутри страны порядка мало. Не хотел бы, но приходится говорить гречке. Смешная и в то же время горькая тема в чисто российском исполнении. Совсем недавно был в Алтайском крае и видел, какой хороший урожай этой культуры там собирают. Но вот что характерно. Месяц назад, когда «гречневый» бум был в разгаре, лишь Москва заключила с Алтайским краем договор на поставку гречневой крупы нового урожая. Другие регионы и торговые сети предпочитали оставаться в стороне. Причина видна невооружённым взглядом: налицо картельный сговор торговых сетей и транспортников, попытки расшатать ситуацию с целью поднять цены на всю продовольственную корзину. Отчасти происходящее связано с принятием Закона «О регулировании торговой деятельности», у которого противников оказалось даже больше, чем можно было ожидать. Картельный сговор есть ничто иное, как ответ торговых сетей: «Вы хотите регулировать нашу деятельность? Получайте ценовую чехарду».

Почему средством ультиматума выбрали именно гречку? Она всегда считалась у российского среднего класса одним из показателей благополучия. Таким образом, удар пришёлся в самое уязвимое место. С проблем, которые породила засуха, намеревались сорвать барыши.

На очереди ситуация с подсолнечным маслом, которое начинают подавать как дефицит. Понятно, что в нынешнем году его урожай, равно как и многих других культур, не ахти какой. Но резкого скачка цен на него быть не должно: производители и переработчики добровольно заявили о том, что цены вздувать не будут. Вдобавок ко всему Федеральная антимонопольная служба возбудила более десятка уголовных дел в отношении представителей торговых сетей, которые принимали участие в сговоре.

Полагаю, что не надо поддаваться панике, бежать в магазины, закупать гречку мешками, тратить деньги на этот совсем не вечный товар. Многие из тех, кто закупал крупу «вагонами», теперь не знают, что с ней делать и куда её девать.

– Валентин Петрович, мы не можем обойти вниманием такую тему, как пожары, которые совсем недавно вновь заявили о себе на территории региона и наделали много бед.

– Есть поручение президента и председателя правительства страны о внесении серьёзных изменений в Лесной кодекс РФ. Именно он, по сути, разрушил лесную службу. Достаточно сказать, что леса не охраняются и не контролируются. Многие ситуации, которые возникли, в том числе, в Новоспасском и Николаевском районах, это чисто человеческий фактор: никаких аномальных явлений там не было, люди по небрежности спалили 600 гектаров леса.

Что делать? Выделять средства и повышать ответственность. Сказанное касается и Мелекесского района, где есть проблема торфяников. Нужны профилактические меры и механизмы поиска источников, из которых они должны финансироваться. Это работа не одного года. Но её надо проводить. Из нынешних пожаров мы вышли с совершенно непонятными последствиями, прежде всего, для здоровья людей. Вполне очевидно, что профилактика намного дешевле, чем ликвидация последствий. Здесь должна чётко просматриваться государственная линия.