Зависимость России от мировых цен на нефть стала еще больше, чем в кризис 1998 года. При этом социальные обязательства правительства перед населением превысили советский уровень. Сможет ли нефть прокормить стремительно сокращающееся население страны и дальше?

На прошлой неделе в Совете федераций глава Минфина РФ Алексей Кудрин представил общественности проект бюджета на 2011-2013 гг. Понятно, что не финансистам решать, куда и как тратить деньги, они исполнители. Задача же перед ними была поставлена руководством страны: обеспечить бездефицитный бюджет к 2015 году. В этом направлении собственно и складывалась работа ведомства Кудрина. Поэтому, например, и не предусматривается индексация с учетом инфляции матпомощи регионам. Прогнозы же самой инфляции выглядят из области фантастики: 6% в 2011 и до 5,5% в 2013 гг..

Цена на нефть в проекте бюджета России заложена на уровне $75 за баррель. Хотя сам Алексей Кудрин тут же заявил, что «в ближайшие три года цена упадет до $60 за баррель и продержится на таком уровне примерно полгода». А представитель Счетной палаты РФ, которая так же занималась бюджетом, вообще сказал, что бездефицитности к 2015 году можно достигнуть лишь при цене нефти в $105 за баррель. Но этого не будет, роста цены на нефть не предвидится. Кроме нефти конечно есть еще и налоги. Рост налоговой нагрузки в 2011 году составит 2,3%. Львиная доля роста придется на повышение страховых взносов с 26 до 34%. Также со следующего года вырастет налог на добычу полезных ископаемых, в том числе и на газ. Кроме того, будут повышены акцизы на табак, алкоголь и бензин.

Меж тем, политические процессы (особенно выборы) требуют всё новых экономических жертв в виде социальных обязательств. Причем, заданный Кремлем тренд с удовольствием копируется в регионах, по сути, удваивая нагрузку. Вот совсем свежий пример. Ульяновское правительство приняло решение компенсировать оплату жилья и коммунальных услуг инвалидам и ветеранам на 50% из областного бюджета в дополнение к 50% из федерального. То есть компенсация составит 100%. Другими словами, платить за коммуналку эта категория граждан не будет. Если же, конечно, утвердят этот законопроект депутаты Законодательного собрания области. А кто платить будет за них? Мы, кто платит налоги. Чем больше власти обещают льгот, тем больше работающему населению надо платить. Увы, делая народу “хорошо”, политики все больше и больше раздувают социальную нагрузку на бюджет вместо того, чтобы стимулировать производство и экономический рост промышленности.

Лучше меньше, да лучше

Надо радоваться, скажете вы, что наше государство так заботится о своих гражданах! Да, на бумаге все красиво, даже благополучно. Однако кого накормят и обогреют бодрые речи руководителей страны, рассказывающих нам о том, как здорово мы живем, судя по их статистическим данным?! Действительно, по количеству больничных коек, соотношению числа пациентов на одного врача, численности учителей, размера социальных выплат и пособий все просто замечательно. По некоторым показателям Россия даже опережает США и европейские страны. Премьер Владимир Путин недавно заявил, что социальные расходы на каждого жителя составляют 70,5 тысяч рублей в год. Много? Да, хорошо! Но ведь вопрос не в количестве, а в качестве. Можно и еще больше тратить, но станет ли от этого лучше жить реальным людям, а не статистическим единицам? Сомневаюсь.

Система настолько закрытая, что проследить эффективность вложений в социальную сферу практически невозможно. Президент лишь попытался это сделать, один раз «копнул» – и наружу вылезли все эти истории с томографами. У нас в Ульяновской области уже второе уголовное дело заводят по госзакупкам, еще с первым не расквитавшись. И так по всей стране, по всем регионам! Дело Прокина не единичный вопиющий случай, такова система в целом. И не только с томографами, вообще с госзакупками. Поэтому Путин может сказать, что и по 700 тысяч рублей в год на каждого россиянина тратится, но на практике возможно у кого-то появится еще одна вилла на Кипре, а в нашем колхозе как кипятильником воду грели в ведре, так и продолжают. А потому что по статистики, по отчетам на бумаге газификация вона как, проценты аж зашкаливают, а на деле-то трубу довели до села и все, и как хочешь! А чтобы в дом газ завести – это 10 тысяч рублей. Где их 80-летней слепой старухе найти?

Соотношение финансовых возможностей СССР и России в % от ВВП

1985 г. 2010 г.

Доходы 47,3% 31,6% (из них бюджет – 16%)

Социальные расходы 15,7% 23%

Источник: Министерство финансов РФ

По данным озвученным Владимиром Путиным прямые государственные расходы на социальные нужды составляют 73% от доходов страны. Во времена СССР, когда территория и ресурсы были больше, наше государство тратило на те же цели порядка 30% бюджета. Если же учитывать, что почти половину бюджета составляют нефтегазовые доходы, то по логике именно они, собственно, и являются источником наших социальных расходов. Поэтому, на фоне неутешительных прогнозов мировых цен на нефть и газ, по мере увеличении потребления, возникает логичный вопрос, а долго ли нас прокормит эта, так называемая, сырьевая рента? Купят ли у нас столько нефти и газа, чтобы нам хватило?

На игле

Отказаться от социальных расходов, конечно, трудно, так как это чревато недовольством населения. Однако, желание повысить рейтинг за счет социальных выплат должно иметь разумные границы. Иначе можно получить обратный эффект. Чрезмерные расходы приведут к экономической, а, как следствие, и к политической нестабильности.

Логика простая: нельзя тратить больше, чем зарабатываешь. Дефицит же российского бюджета на 2010 год составляет около 30%. Об этом прямо написано в федеральном законе №308, согласно которому доходы бюджета РФ – 6,950 триллиона рублей, а расходы – 9,887 триллиона рублей. Несложно произвести вычитание, что дает – 2,937 триллиона рублей. Благо у страны еще есть резервный фонд в 4,319 триллиона рублей, которого должно хватить на покрытие дефицита. Тем не менее, разрыв между расходами и доходами – это инфляция и увеличение внешнего долга.

«Так давайте больше зарабатывать!» – скажете вы. Согласен! Полностью поддерживаю. Но как? Сырьевая зависимость практически полностью разрушила иммунитет нашей экономики. Мы слишком плотно подсели на нефтегазовую иглу, а политической воли с нее слезть нам последние годы не хватало. Казна превратилась едва ли не в единственный источник доходов населения, а чиновничье кресло, как следствие, переплюнуло по привлекательности профессию банкира или бизнесмена.

Нефть – наше счастье и беда

Государство в экономике России достигло критического порога, это признают и в Кремле. Как сообщил «РИА Новости» зампред правительства РФ Сергей Собянин: «49% организованной рабочей силы работает на государство». Причем, это количество тех, кто напрямую получает бюджетные деньги. Если же прибавить еще и фирмы, которые обслуживают интересы чиновников, кто выполняет госзаказы, кто существует за счет тендеров и т.п., то количество рабочей силы зависящей от бюджета на самом деле значительно больше. Все это порождает в экономике иждивенческие настроения, которые, накладываясь на растущие социальные обязательства, дают совсем удручающую картину.

Изучение проекта бюджета, к сожалению, не оставляет нам никакой надежды, так как из него не видно когда и, главное, как наша страна перестанет быть зависимой от экспорта сырья. Хваленое Сколково же пока представляет собой всё тот же бюджет. Как было у нас в 2000 году 10% инновационных предприятий по государственной отчетности, так и осталось, как было 4% продукции, относящейся к инновационной, так и осталось. Не достаточно построить шикарное современное здание, чтобы туда со всей страны устремились потоки ученых-изобретателей, готовых генерировать гениальные идеи. Для этого нужны экономические и политические предпосылки, которых сейчас, очевидно, нет. Но намерения создать их у руководства нашей страны я лично пока не вижу. Однако, буду рад ошибиться!

Нефть – наше счастье и беда одновременно. Здорово, что наша страна владеет такими ее запасами. Но если мы не научимся ничему, кроме как продавать нефть, нам кердык…

Владимир Алексеев.