В селе Потьма Карсунского района сложилась крайне опасная ситуация. Там разразился конфликт, который может привести к межнациональной розни. Такого в нашей области ещё не было. Милиция и власть делают всё возможное, чтобы этого не допустить.

В прошлом номере «МГ» писала о трагедии в Карсунском районе. Напомним, 2 октября в поле между сёлами Большие Посёлки и Потьма расстреляли «УАЗик» с людьми, в результате чего погиб 20-летний Александр Статенин. Стрелявшим оказался 23-летний выходец из Азербайджана Алим Асланов (фамилия подозреваемого изменена). Как выяснилось, в тот день Алим, выпив для храбрости, схватил ружьё и вместе с другом отправился охранять ферму своего отца. В поле они наткнулись на «УАЗик», в котором находились Александр и двое его двоюродных братьев – парни проезжали по охотничьим местам и подкармливали зверя. Приняв молодых людей за воров, Асланов с другом стали выяснять с ними отношения и бросились за попытавшимися уехать от греха подальше парнями в погоню. На ходу Алим несколько раз выстрелил в «УАЗ», в итоге убил Александра и ранил его братьев.

Асланова задержали, однако события на этом не закончились. Через день после выхода статьи в Потьме неизвестные подожгли дом тёти Длима, а чуть позже сжечь попытались и дом соседа погорельцев, также выходца из Азербайджана. Похоже, в селе начался самый настоящий самосуд.

«В чём наша вина?!»

По словам местных жителей, 9 октября по Потьме разъезжала и явно что-то выведывала незнакомая белая «девятка». Поколесив по селу полдня, подозрительное авто скрылось…

В три часа ночи 10 октября в Потьме вспыхнул дом, где жили Севда Мансырова, тётя Длима Асланова, подозреваемого в убийстве, и двое её сыновей. Неизвестные подожгли наружную стену надворных построек и пламя перекинулось на жилое строение. Женщина с детьми в это время крепко спали и не почувствовали, что их дом пылает. Возгорание заметил сосед Мансыровой Фаиль Байрамов. Он подбежал к горящему дому и стал кричать: «Вставайте! Вы горите!». Мужчина разбил окно и помог выбраться из пылающего дома перепуганной соседке и детям. Люди, успевшие впопыхах схватить лишь документы, уверены: не поспей Фаиль вовремя на помощь, они сгорели бы заживо. Пламя перекинулось и на соседний дом-дачу, в котором, к счастью, никого не оказалось.

– За что с нами так? – вздыхает Севда. – Мы-то в чём виноваты? Вину Алима определит суд, но зачем же поджигать наши дома?

На этом происшествия в небольшом селе Потьма не закончились. Около 11 часов вечера того же дня, 10 октября, Фаиль, спасший соседей от верной гибели, вышел покурить на улицу. Как вдруг из-за угла дома до него донеслись шорохи и незнакомые голоса. Из услышанного Байрамов понял: неизвестные намереваются поджечь и его дом, в котором находились жена, мать и двое маленьких детей Фаиля. Увидев хозяина, двое молодчиков забежали за угол, а третий бросился наутёк. Мужчина попытался было догнать беглеца, но двое оставшихся незнакомцев вышли из укрытия и схватили Байрамова.

– Один из них достал нож и ударил меня в живот, – вспоминает Фаиль.

– К счастью, я был в куртке, поэтому рана оказалась неглубокой.

На крики выбежали жена и мать Фаиля. Женщины стали кричать и звать на помощь. Молодчики отпустили мужчину и скрылись в неизвестном направлении. Поняв, что в Потьме, похоже, начался самосуд, из Карсуна были срочно стянуты силы милиции. Всю ночь стражи порядка охраняли пострадавших, а село в поисках преступников прочёсывал милицейский «УАЗ».

«Остановите самосуд!»

По словам коренных жителей, отношения с выходцами из Азербайджана были напряжёнными уже давно.

– Когда они приехали в начале девяностых, им выделили в селе дома, они стали полноправными гражданами России, – рассказал Евгений Колесов, глава администрации Вальдиватского сельского поселения. – Однако с местными жителями отношения не сложились.

Как говорят коренные селяне, в девяностые годы выходцы из Азербайджана стали приторговывать спиртом, спаивая народ, а огороды местных жителей постоянно страдали от «нашествия» их гусей и прочей домашней живности. Также селяне постоянно жаловались, что им негде выгуливать свой скот, так как приезжие якобы присваивают земли. Так ли было на самом деле – утверждать мы не будем.

Отношения обострились в апреле 2010 года. С той самой фермы выходцев из Азербайджана, у которой расстреляли «УАЗ», украли барана. Воров не нашли, но обвинять в краже хозяева фермы стали именно местных жителей. Ситуация накалялась и могла выйти из-под контроля в любой момент. Это и произошло 2 октября…

Убийство ни в чём не повинного Саши Статенина шокировало всех. Александр был единственным и долгожданным ребёнком в семье. Первенцы семьи Статениных – двойняшки – родились мёртвыми. Позже появилась девочка – инвалид с рождения, она умерла в возрасте 8 лет. Убитая горем семья решила ещё раз попробовать родить малыша, и на свет появился здоровенький Саша. Он прожил всего 20 лет…

Трагедия всколыхнула весь Карсунский район. Тем не менее, абсолютно все коренные жители Потьмы против мести в виде самосуда:

– Так нельзя! Это делают точно не селяне, – говорят они. – Приезжают либо из соседних сёл, либо из самого Карсуна. Мы сами очень напуганы и не спим по ночам! Всё это может привести к большой беде…

Пока уголовное дело по факту пожара в доме Севды Мансыровой, тёти подозреваемого в убийстве, не возбуждено – его заведут после заключения пожарных, которые должны подтвердить сам факт поджога. По факту нападения на её соседа также проводится проверка, ведётся поиск злоумышленников, и на день выхода номера «Молодёжки» уголовное дело ещё не было заведено. А пока по ночам село по-прежнему охраняет милиция. Жители не спят, пенсионеры пачками принимают успокоительные, а родители не выпускают детей на улицу.

– Ситуация действительно непростая, – говорит Юрий Белей, начальник Карсунского ОВД. – Но мы держим её под контролем. Вместе с сотрудниками Центра по противодействию экстремизму проводим работу по недопущению вспышки межнациональной розни.

13 октября, когда корреспонденты «Молодёжной газеты» приехали в Потьму, во многих домах опасались даже открывать нам двери. Люди очень боялись фотографироваться и называть свои имена. Жители хотят лишь одного: чтобы поджоги прекратились и в их селе наступил мир и покой. Однако такие намерения поддерживают не все:

– Если в милиции не найдут поджигателей и тех, кто на меня напал, – заявил Фаиль Байрамов, – мы сами найдём их и накажем! В этой непростой истории «Молодёжка» не становится ни на одну, ни на другую сторону. Стрелять в невиновных людей – это преступление, но и самосуд – тоже преступление. И за эти преступления должны наказывать по закону. Мы обращаемся к властям и правоохранительным органам: нужно сделать всё возможное, чтобы снять напряжённость в селе и не допустить повторения трагедий.

Вадим ЮСУПОВ