Со старым другом, учителем литературы Биденьгинской сельской школы Борисом Малкиным я встретился в городке Тетюши.. Там по субботам проводится сельскохозяйственная ярмарка. Со всех окрестных сел съезжаются те, кто живет подворьем. Везут в Тетюши овощи, соленья, птиц, молоко, масло, поросят. Вот и учитель Малкин обнаружился в торговых рядах. – Чего покупаешь? – Не покупаю, продаю. Видишь? Борис откинул брезент с прицепа «жигуленка». Запищали в ящиках цыплята. – Индоутки. Месячные, – пояснил Борис. – Тридцать штук привез! Взяли шесть. Остальных повезу обратно. Опять все лето возиться: птица, огород, сено, фураж. А мечтал в Михайловском у Пушкина побывать. Не судьба, видно, за околицу деревни заглянуть… Это горестное: «Не судьба!» – слышится из уст сельской интеллигенции частенько. Ныне экономическое благополучие библиотекаря, сельского врача, музейного и клубного работника, учителя можно считать плачевным. Вот и вынуждены сельские интеллигенты – чтобы выжить – и скотину, и сад, и огород и прочий прикорм держать. А гоже ли это? И помогает ли своей основной профессии всерьез отдаваться? Горькая ирония поэта Маяковского насчет «Землю попашем – попишем стихи…» – тут вполне к месту. Наш «легирующий слой общества» (как совершенно точно выразился М. Горбачев) проводит все свободное время не в библиотеках, не в музеях, не в познании мира, а стоит весь отпуск и все свои выходные над грядками или в свинарнике в позе «omar», или, проще, «раком»… Оно для выживания, конечно, необходимо – да ведь в такой позе к звездам не подняться. Конечно, надоедливая забота о добывании куска хлеба исключает прочие желания и устремления из числа насущных. Однако только ли стеснительное материальное положение притупляет порывы сельской интеллигенции «послужить обществу» – как говаривали в старину? Я бы выделил такую тонкую материю, как отношение самого общества к представителям сельской интеллигенции. Когда-то оно было иным – вот что важно. В сельском учителе, агрономе и враче российские крестьяне (и власть тоже, кстати) лицезрели не просто «оказателя услуг» – а носителя знания, просветителя, служителя добронравия, порядочности. Сельская школа, лесничество, больничка занимали особое место в быту. Даже местоположением своим они выделялись. Их располагали как бы в отдалении от «производственных зон» – у речки, близ дубравки, на берегу пруда и так далее. Как правило, при них разбивался сад, высаживались деревья, кустарники и прочая живописная растительность. И жилье при школах и больницах для учителей и врачей существовало – вот ведь как чтили просветителей! (А я помню, как мы, выпускники университета, мыкались по углам крестьянских изб!) Мой отец , всю жизнь отдавший сельской школе, рассказывал, как почитали учителя в том самом городе Тетюши, где я встретил на сельской ярмарке торговца с педагогическим дипломом Бориса Малкина: – Чтобы учителю на улице не поклонились?! Бывало, идет навстречу жандармский полковник – так он первым два пальца к своей белой фуражке прислоняет: «Здравия желаю, господин учитель!» Во как! Думаю, эта деталь запала в голову моего родителя не случайно. Сельские интеллигенты во все времена – это духовные наставники сельского люда, его образователи и попечители.Они играли особую роль в развитии и становлении сельского сообщества. Взять школу: она тогда не просто учила – то есть давала некие знания. Она образовывала – то бишь расширяла кругозор сельского ребенка, формировала его мировоззрение, его внутренний мир. Ныне эта функция почти утрачена, все сводится к постижению «предметов» учебного процесса. А земство, его благодатные деяния, а главное – его рыцари, работники и подвижники? Интеллигенция была активной участницей земского движения. Этим людям не безразличной была жизнь территории, на которой они жили. Учителя, священники, врачи, агрономы, землемеры, ветеринары… с верой в то, что это не напрасно, трудились в земском движении. Нынче во многие разы в селе больше и врачей, и учителей, и агрономов, и культ-работников – и вообще людей с высшим или средним специальным образованием. Но, на мой (возможно, спорный) взгляд , в такие же разы убавилось среди сельской интеллигенции количество подвижников, радетелей, энтузиастов. Как-то притихла нынешняя интеллигенция в своих устремлениях, ограничивается все более и более лишь неким усредненным исполнением своих обязанностей. Как бы говорит: «Я не радетель за всю совокупность сельского бытия. Я лишь исполнитель возложенных на себя обязанностей». Не более. Не берусь объяснить, чем вызвана такая трансформация. Возможно, мы пожинаем плоды глобального «обобществления», начатого в 1917 году: ведь когда «твое» становится «общим», интерес к нему, желание постоять за это «мое» или «наше», послужить ему угасает естественным образом. Может быть, сыграло роковую роль и то обстоятельство, что колхозно-совхозное жизнеустройство исчезло; коллективизм размывается, индивидуальные устремления сельчан разновекторны; сельская молодежь чаще всего ищет работу за пределами родной околицы…Ну и так далее. Как бы там ни было, сегодня роль интеллигенции в обустройстве (любом: коммунальном, духовном, экологическом) родных пенатов весьма невелика. Сию миссию крепко забрали в свои руки, можно сказать – «приватизировали», предприниматели, чиновники, администраторы разных мастей. Конечно, они кое-что для изменения сельского быта делают – но исключительно в рамках «бюджетных возможностей», формально, казенно. Что-то не припомнится мне ни одно общественно благое дело (или начинание), у истоков которого стояла бы нынешняя сельская интеллигенция. Каких дел? Да самых разнообразных, зачастую не требующих даже серьезных финансовых вложений. Ну, скажем, взяться вместе с учениками за благоустройство сел и деревень. Известно, что большинство из них неприглядны, замусорены, не озеленены. Утверждать среди населения привычку к опрятной деревенской жизни – разве это не благородная цель? Или, допустим, позаботиться о речке, протекающей через деревню, обсадить березняками или тополями деревенский пруд? Не слышно голоса сельской интеллигенции и в защиту трезвого образа жизни. Не приобщают к физкультуре деревенскую молодежь наши педагоги, агрономы, врачи (ну хотя бы личным примером). Было время: сельская ребятня делала скворечники в школьных мастерских, развешивала их по садам-огородам, помогала немощным старикам и старушкам… Естественно, все это вдохновлялось и организовывалось сельской интеллигенцией – и главным образом, учительством. А ныне? Элементарно-насущных проблем по сельской России тьма. Нет, не только дураки и дороги мешают нам налаживать сельскую жизнь – если не богатую, то хотя бы разумную, достойную. За понятием «достойное бытие» я подразумеваю не только (и не сколько) материальный достаток (что немаловажно) – сколько спокойствие, уважительность, безопасность повседневной жизни, ее нравственную сущность. Когда-то в российских деревнях здоровались друг с другом, почитали старших, не чтили сквернословие, любили опрятность. Это были категории вне пунктов уголовного или гражданского кодексов – это была привычная потребность сообщества, ее нравственный императив. И утверждался он в обществе не силой административных предписаний или установлениями закона, а подвижничеством и примером духовных наставников села… Вот о чем веду речь. Почему бы не возродить земство теперь? Что мешает оживить духовно- культурную жизнь деревни? Как реанимировать эту внутреннюю потребность образованных людей – нести культуру, уважительность, опрятность, достоинство в сельскую жизнь? Как возродить уважение к ней? Мне кажется, принципы и методы земской деятельности могли бы заметно изменить условия сельской жизни, активизировать и встряхнуть ныне довольно инертное сословие «сельской аристократии духа». Я думаю, что ее положение «на вторых ролях» абсолютно несправедливо и непродуктивно. Также я полагаю, что наша нынешняя российская власть (как и власть девятнадцатого века) сильно опасается воспрянувшей духом и делом сельской интеллигенции. Понятно почему: потому что это станет развитием истинно народной демократии «снизу»; потому что ослабит то всесилие чиновничества, которое мы наблюдаем сегодня… Но совершенно очевидно одно: только с помощью административных «рычагов» и разного рода одноразовых «акций», без увлеченного и разнообразного участия сельской интеллигенции тот «идиотизм деревенской жизни», о котором упоминал еще Карл Маркс, будет мучить нас долго… Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Статист
Цитата:
"Но совершенно очевидно одно: только с помощью административных «рычагов» и разного рода одноразовых «акций», без увлеченного и разнообразного участия сельской интеллигенции тот «идиотизм деревенской жизни», о котором упоминал еще Карл Маркс, будет мучить нас долго…".
Уважаемый Жан! А где в деревнях интеллигенция? Их уже нет, их вывели, уничтожили как класс. На их место пришел "фермер": -бывший прдавец советского магазина с 8- классным образованием, сын председателя колхоза, который плохо учился и в советской школе, брат главы администрации сельского поселения с 7- классным образованием. К ним пришли "инвесторы" из Мордовии, Чувашии, Самары, Татарии, Тюмени, которые наведываются в село с периодичностью: посеять, убрать-вывезти.
Не осталось в деревнях клубов, библиотек,читальных залов, местных музеев. Нет в деревнях работы зоотехникам, ветврачам, экономистам, бухгалтерам, агрономам, инженерам, архитекторам, учителям, врачам.
В 2010-м году с 1-го на 2-ой курс УСХИ (Сельхозакадемия) перешли 4 (!) четыре студента на всю Ульяновскую область! Выпускники-зоотехники, ветврачи, инженеры, экономисты-организаторы УСХА были вынуждены в поисках работы заняться мостростроительством на вахте в "Олимпийском Сочи", и работают на бетономешалках и камнерезе подсобными рабочими.
Не осталось самого объекта организации сельскохозяйственного производства:-колхозов и совхозов.
Это и есть – Идиотизм деревенской жизни!
Щербаков
Жан, ты поднял очень болезненную проблему, от которой все постараются отмахнуться. Посмотрим, сколько людей примут участие в обсуждении. Боюсь, их будут единицы. Увы, наше общество настолько деградировало, что малейшая попытка что-либо благоустроить и придать осмысленное начало встречают какое-то ожесточенное сопротивление. Сохраняется только железобетон, остальное разбивается-разбирается, как например красивый павильон из поликарбоната, стоявший на новоульяновском повороте (на правой стороне). Сейчас от него остался только остов. Вырывают знаки, трубы видимо сдают. Попробуй, поставь лавочку на краю деревни, для пассажиров, или табличку. Раскурочат. Тут нужно системное лечение.
Статист Щербакову
Цитата:
"Попробуй, поставь лавочку на краю деревни, для пассажиров, или табличку. Раскурочат".
А Вы уверены, что раскурочат только в деревне? Идя по улице посмотрите на остановки общественного транспорта в родном городе, в центре будущей Столицы Европы.
Вы убедитесь, что по культуре мы ниже уровня деревни и в галактике – от Европы!
Щербаков Статисту
Батенька, мы ведем речь о деревне, а Вы сразу в глобальные и галактические материи. Жан говорит о деревне, как некой хранительнице культурно-нравственных устоев.
Статист Щербакову|
Щербаков Статисту| 16 октября 2010 10:23
Дяденька, о какой культуре в деревнях вы говорите? Вы задайтесь вопросом, а кто живет в деревнях и остались ли деревни с своей деревенской жизнью и интеллигенцией? Если вы не были в деревне с советских времен, придется вас ввести в курс текущих событий.
За последние 10 лет только в Центральном Федеральном Округе, Северо-Западе и на ДВФО заброшены – 39 000 сел!
Пока Вы будете окультуривать деревни и села своими "скамейками на краю деревни", они вымрут с оставшимися стариками и старушками!
!!!
Господа .
Побольше позитива. Бедущее не у архаичной деренни , о которой вы страдаете, а у поселений им. Ю. Шевченко. Оно ( селение) так понравилась вождю нашему. Ну а насчет деревенек- ну да хрен с ними вместе с жителями. Это оковы на ногах прогресса. Мешают они поступательному движению к светлому будущему …..Отвалите , страдатели. Не до вас теперича….
Дед Соколов
Возможно мой комментарий будет весьма прагматичным (а то и откровенно циничным), но я попробую осветить проблему с другой стороны: село во все времена было поставщиком выносливой и неприхотливой, хотя и хитроватой, рабочей силы – я имею в виду тех сельчан, кто пожелал осесть в городе и осел только пройдя статус ЛИМИТЧИКА – человека, выполняющего самую тяжёлую, грязную и непрестижную работу в городе. Пример: фильм "Москва слезам не верит", многие узнают себя. Еще лет тридцать назад этой проблемой был озабочен наш земляк М.А.Суслов – была статья на тему "когда мы перестанем грабить село, выкачивать из него людские ресурсы". Но это тема отдельной статьи или круглого стола. Моя электронная почта в редакции.
Деду Соколову
Деревня, как поставщик рабочей силы, нужна была Советскому Союзу. В современную Россию рабсилу поставляет Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Китай.
Так что, нихай ваши села вымрут, давно их пора стереть с лица земли.Дармоеды, зря газонефтяные деньги прожирают. Кур нам и из США, картошку из Польши привезут!
Дешь культуру в Симбирск!
мишярин
Интеллигент – это тот человек , для которого система духовных ценностей выше , чем материальных ( Эйдельман )…..если вы согласны с этим …Извините , это по деревенским понятиям ,лентяй , нищий и дурак…
Я фермер и таких как я фермеров в деревне еще семеро и ни одного из нас родители не были в руководящих должностьях …
Пожалуйста , кто хочет поезжайте в любое село и там организуйте себе фермерское хозяйство и работайте … Ну не кто не хочет работать на земле, причина не стабильность урожаев , точнее зависимость от ..осадков..
Государство помогает нам …кредиты 3-5%, субсидирование удобрении , сель. техники иногда доходить до 70% …ГСМ льготные…В селе где я живу клуб , библиотека , школа , магазины ,почта работает …интернет у многих жителей.. деревенские женщины, теперь между собой через интернет общаются. Вода , канализация , природный газ почти в каждом доме , все дома частные деревянные ..за все это спасибо….современным строительным материалам …Многие мужчины работают в Москве , в Сочи и в сибири и заробатывают нормально…..
Дорогие , мои которые перживают за деревню ….Сейчас не те времена как при СССР , работников для обработки земель надо очень мало , современные сельхозмашины по произвдительности 4-5 раз выше и комфортны, чем те времена….Надеюсь ВЫ поняли почему деревни исчезают…
и от этого процесса не надо делать трагедию…Да , в моем селе домов 160 и в избирательных списках 400 человек ..сколько проживает точно не могу написать…. все мишяры….пенсионеров 70% ….
Мишярину от Статиста
"Причина сельских бед от осадков…"?
Мишярин, хотите сказать, что Россия засушливее таких стран, которые сейчас привету в пример с их урожайностями, ц/га
Барбадос 104.00
Египет 75.16
Корея Южная 62.83
Чили 58.13
Китай 51.05
Уругвай 42.13
Греция 36.17
Объединенные Арабские Эмираты 34.29
ЮАР 33.3
Киргизстан 33.03
Туркменистан 33.02
Россия 18.52
http://www.chinalist.ru/facts/?p_param=106…sc&p_offset=100
Работать надо лучше, а не лизингом заниматься! Ты вот фермер, почему озимые посеял только 50% запланированных площадей? Снова погода будет виновата!?
мишярин
Статист.
Друг , мой почему ты так далеко ,,пошел ,, …у нас в РОССИИ Краснодар , Ростов , Ставрополь … точно такие урожаи….
А вот про Египет и ОАЭ у меня сомнения , они покупали зерно в большом количестве у нас..
Что работать надо , да ты прав..Я заработал себе на дом , на машины и.т.д…и теперь я получаю от земли 60% , что можно поличить от ЗЕМЛИ НАШЕЙ МАТУШКИ ..это у нас в крови наверное заработали на жизнь ..на уревне РОССИЙСКОГО и все …Что погода иногда очень влияет на урожай показал этот год , все …спахал , посеял элитные семена , удобрение…и жара с 22 мая по 45 (сорок пять ) в почве 68 до конца лета и ничего не убрали, это я о ячмене..
Ну , за то подсолнечник выручил , урожай низкий но цены очень высокие…Про озимые ,и что посеяные не взошли …опять погода виновато…Ну ,за то отдыхали хорошо в этом году…
мишярину от статиста
Вот-вот! Вы отдыхаете в деревне с 1917 года. Никаких сдвигов. Сначала дед отдыхал на свежем воздухе, потом отец, сейчас – Вы, потом дети будут отдыхать!
Газонефтяные деньги страны проедаете, и отдыхаете уже 93 года. Когда работать начнете?
мишярин
Статист , от газнефтянных денег нам почти нечего не попадает ….Пример тебе…Одна обезьяна ( это мы футболистов так называем)из за границы покупают за 40 000 000 долларов. Переводим на рубли , среднее умножаем на 30 получаем 1 200 000 000 рублей .А на возмещение затрат за засуху на все РОССИЮ выделели 40 000 000 000 руб. ..
это стоимост 32 обезьян ….. И сколько таких Обезьян покупают в РОССИИ , для футбола , баскетбола , и.т.д.
Друг мой , не мы фермеры проедаем эти нефтгаз доллары
…….Нам поподает только копейки …..Если серьезно , хлеб в магазинах есть , молоко ,мясо , яйцо , крупы и.т.д. тоже имеется это показывает ,что пока мы своими обязонностями справляемся….. Дай АЛЛАХ , нам ВСЕМ РОССИЯНАМ здоровья , ума, мира и хорошей погоды…а все остальное будеть….
Мишярину от Статиста
Я Вам на почту письмо написаль, ответьте мне пожалуйста, Мишярин.