Конечно, трудно претендовать на то, что ты понимаешь о городе главное, если провел в нем несколько дней. Даже если ты приезжаешь туда не первый раз и с удовольствием. Но как и тонус твоей жизни часто определяют мелочи, так и впечатление о городе создается по штрихам, нюансам, мимолетным наблюдениям.

Окраины похожи – будь они из шестидесятых или девяностых годов. Лицо города – в первую очередь его центр. По центру Казани – одновременно деловому, студенческому, историческому, развлекательному – можно ходить часами. Любуясь великолепной архитектурой и удивляясь, завидуя и подмечая схожие черты.

ЭХ, ПРОКАТИСЬ!

В принципе, по центру интереснее ходить пешком. Ну а если захочется прокатиться на общественном транспорте? Почем удовольствие? Метро и троллейбус довезут за 12 рублей, автобус – за 15, трамвай – 10. Про маршрутки не скажу. Не пришлось поездить. В центре города они отсутствуют как класс. Остального транспорта много. Причем и большие автобусы, и троллейбусы, и трамваи ходят по одним и тем же улицам. Пробки? Есть, конечно. Но то ли водители в Казани классом выше, то ли организация движения пассажирского транспорта более разумная… В общем, я с трудом представляю, как такое количество транспорта разъехалось бы на таких же ульяновских улицах. У нас маршутки-то друг другу мешают…

В новеньком метрополитене, который ударными темпами строили к 1000-летию города, на шести станциях, в общем-то, не многолюдно. Возможно, потому, что наземного транспорта в центре и так хватает. А вот трамвай в Казани бегает-скрипит по улицам более ста лет! Самый первый был пущен аж в 1899 году. И никаких чешских вагонов – все наши, российские трудяги. Еще года три назад ездили такие, какие я видела только в довоенном кино. Видимо, один из этих старых трамваев и стал памятником на одной из улиц Казани.

СНЕСТИ НЕЛЬЗЯ ВОССТАНОВИТЬ

Контрасты? Как же без них! Одно из самых красивых мест Казани – Кремль, у его подножия – цирк, этакая «летающая тарелка», лучший отель города – «Мираж», Дворец спорта «Ак Барс», стадион «Центральный», развлекательный комплекс «Пирамида». И фактически в нескольких сотнях метрах от всего этого великолепия много лет стоит закрытый пункт приема стеклотары – ржавый, изрисованный, заросший бурьяном, превратившийся в общественный туалет и свалку. Вот уже несколько лет меня мучает вопрос: почему не сносят? Кстати, еще одно сходство с Ульяновском: найти туалет в Казани – большая проблема. Даже если для местного народа эта проблема не очень актуальна, туристов-то здесь побольше нашего будет…

Контраст еще более грустный. Даже мне, не жителю Казани, больно видеть, как пропадает главное украшение местного Арбата – пешеходной улицы Баумана – здание старой гостиницы «Казань». У нее была достойная 150-летняя история – знаменитые купцы-хозяева, знаменитые постояльцы. А историю нынешнюю, начавшуюся в середине 90-х годов, когда гостиницу закрыли на ремонт, казанцы называют многострадальной. Четверть века не реставрируют и не сносят, поскольку снести такую красоту – преступление и в историческом смысле (памятник федерального значения), и в человеческом (роскошь-то какая: лепнина, гирлянды, витиеватые балкон, художественная ковка, атланты – единственные в Казани!). За несколько лет до празднования 1000-летия ветхое здание отдали на растерзание французским строителям, которые уничтожили все внутренние помещения, после чего треснули фундамент и стены. Теперь строители казанские категоричны: фундамент и здание восстановлению не подлежат, даже после ремонта жить в нем будет нельзя. Жаль. И по останкам можно понять, что потеряна великолепная архитектурная изюминка города. Правда, на днях прочла в интернете: «Казань» обещают-таки отреставрировать к очередному грандиозному событию – Всемирной универсиаде 2013 года. Пока не понятно: останутся ли хотя бы старые стены или на руинах снесенной истории появится очередной новодел…

Разве ульяновцы не могут рассказать несколько похожих историй?

ТРЕБУЮТСЯ РАБОЧИЕ НА РАЗБОР ЗДАНИЙ

Впрочем, и за территорией слободы есть явно обреченные исторические объекты. Рядом с площадью Свободы с ее шикарными театрами, административными зданиями – простенький дом, где в конце 20-х побывал Владимир Маяковский: здесь тогда располагалась редакция газеты «Красная Татария». Чуть дальше – дом, где жил актер Василий Качалов. Все заколочено, все обветшало. И не факт, что увидишь эти здания в следующий приезд. Частенько читаешь на столбах объявления: «Требуются рабочие на разбор зданий. Оплата ежедневно»…

И все дома-свалки, независимо от их исторической ценности, как мошкарой, облеплены афишами и частными объявлениями. Так же, как и заборы вокруг разрушающихся зданий. «Камуфляж» улицы не украшает. И еще острее ощущаешь обреченность старых домов.

А У НИХ, А У НАС…

Конечно, без сравнений не обойтись. Вот в Ульяновске пешеходной улицы нет – одни разговоры. Завидно. Но еще больше взыграла зависть, когда я поняла, что в центре Казани нет билбордов, закрывающих пейзажи и здания! И нет супермаркетов – только небольшие магазинчики с «советскими» прилавками. Благодаря многим из них еще «живут» старые дома в слободе. Разумеется, в новых районах есть и билборды, и супермаркеты. Но центр без этих примет современности как-то чище.

А вот с большинством тротуаров – все как у нас. Не первой свежести и давней разбитости. Только сделаешь шаг в сторону с пешеходной улицы Баумана в любой переулок – ямы да ухабы.

И наконец, о банальном, но важном. Об атмосфере города, которую создают его люди. Очень разные. Незнакомые. Атмосфера – это их отношения друг с другом. Их отношение к тебе, случайно встреченному. К покупателю, зрителю, гостю, пассажиру. И в этом качестве в Казани я чувствую себя спокойно, уютно и комфортно. Потому, наверное, в каждый приезд соблюдаю старую примету. Знаете, куда туристы бросают монетки, чтобы вернуться в Казань? На раскопки! Точнее, на стеклянную крышу раскопанных захоронений казанских ханов на территории Кремля. Непривычно. Зато примета обязательно сработает. Проверено.