Почти незамеченной прошла дата: 230 лет тому назад, 15 (26 по новому стилю) сентября 1780 года, высочайшим указом императрицы Екатерины II было учреждено Симбирское наместничество (губерния).
Но не отметить это важное для региона событие не могли в Государственном архиве Ульяновской области. Здесь открылась документальная выставка с названием в старинном стиле «Осьмнадцатый век» с подзаголовком из Радищева «Столетье безумно и мудро». Охвачен интереснейший исторический период – от Петра I до Павла I.
После образования наместничества город Симбирск стал административным центром огромной территории из 13 уездов: Симбирского, Сенгилеевского, Ставропольского, Самарского, Сызранского, Канадейского, Тагайского, Корсунского, Котяковского, Алатырского, Ардатовского-на-Алатыре, Курмышского и Буинского. Правда, население нового наместничества насчитывало всего лишь около 300 тысяч душ – в два с лишним раза меньше, чем проживает людей в одном нынешнем Ульяновске.
– Представленные на выставке указы и купчие, паспорта и оды, книги и чертежи призваны помочь нашим современникам получить общее представление о XVIII веке, – говорит автор экспозиции архивист Антон Шабалкин. – То было время, когда Россия стала крупнейшей в мире империей, когда русское оружие расширило пределы государства, когда смена власти сопровождалась дворцовыми переворотами, когда денежный долг возвращали, подарив крепостного человека, когда страну сотрясала последняя в истории крестьянская война, когда обязательная служба дворян сменилась «золотым веком» для дворянского сословия и многое-многое другое.
На документах из пергамента и бумаги – автографы российских императоров и выдающихся сановников. Некоторые материалы экспонируются впервые. Приведем лишь некоторые из них.
Любопытный документ – «Ссудная кабала». Она была дана в городе Сызране (нынешняя Сызрань была раньше мужского рода) вольным человеком Никитой Алексеевым симбирянину Миронову на вечное холопство за ссуду в десять рублей, лошади и коровы. Мужик, похоже, до такой степени обнищал из-за действия жестких петровских реформ, когда налоги брались даже за бороды, что готов был на такую крайнюю меру.
Об обратной ситуации рассказывает «Отпускная на волю», которую дал в Москве лейб-гвардии секунд-майор Николай Александрович Загряжский своей крепостной девушке Пелагее Ивановой из села Введенского Симбирского наместничества. Барин при этом милостиво разрешает: «ежели кто мою девку в услужение принять или в замужество взять пожелает, то в услужение принимать и в замужество брать безо всякого опасения». За какие такие заслуги Пелагее такое счастье, как свобода, привалило, – неведомо.
Отдельный раздел посвящен Пугачевскому бунту 1773-1775 годов. Крестьянский вождь, кстати, имеет непосредственное отношение к созданию Симбирского наместничества. Спровоцированное донским казаком восстание стало причиной нового административно-территориального деления страны.
Пушкин писал: «Пугачевский бунт доказал правительству необходимость многих перемен, и в 1775 году последовало новое учреждение губерниям. Государственная власть была сосредоточена; губернии, слишком пространные, разделились, сообщение всех частей государства сделалось быстрее…». А Державин по поводу реформы высказался в оде «Фелица»: «Деля хаос на сферы стройно, Союзом целость их крепить…».
Один из документов на выставке дает списки жертв бунта, «убитых до смерти», в частности, и в «Синбирском уезде». Среди прочих упомянут подполковник Василий Языков. Это один из предков поэта Николая Языкова и его братьев. Неслучайно Пушкин с ними долго беседовал, когда приехал в Симбирск собирать материалы о пугачевском восстании.
В 1796 году император Павел I провел новую губернскую реформу, определившую более чем на полвека границы Симбирской губернии и ее уездов. Позднее, как известно, карта страны не раз перекраивалась как в царское, так и в советское время. Сей творческий процесс не прекращается и по сей день. Слухи об укрупнении регионов то возникают, то затухают. Что будет? Поживем – увидим…