Необходимость в ней назрела давно. Верхнее строение пути построенного в середине 50-х годов прошлого века мостового перехода давно нуждалось в реконструкции. Дренажная система, изнуренная многолетними сменами погоды и миллионами пропущенных тонно-километров грузов, уже не выдерживала нагрузки. Все это грозило разрушением железобетонного балластного корыта. Поэтому мост был включен в титул объектов, подлежащих оздоровлению.

Лекари и их инструменты

Диагностировал состояние моста и взялся за его лечение коллектив ульяновского специализированного предприятия – ЗАО «Гипростроймост», обладающий огромным опытом, солидной технической базой, знающими проектировщиками, технологами и умелыми производственниками. А еще и прекрасной репутацией давнего и надежного партнера Горьковской магистрали.

– Мы не можем доверять работу по объектам, имеющим статус внеклассных, организациям, не проверенным в деле, – констатировал заместитель начальника службы пути Александр Новиков. – А ульяновцы зарекомендовали себя с самой лучшей стороны как в части организации работ, так и в применении новых технологий и современных механизмов и техники.

Этот мост не стал исключением. Еще в период подготовки проектной и технологической документации, предварительных консультаций, переговоров было решено применить для очистки железобетонных желобов от старого балласта малогабаритные машины «Bobkat», а гидроизоляцию выполнить на современных материалах с использованием битумной мастики «Славянка» и пенополистирольных плит.

– Они хорошо показали себя в работе на реконструкции автомобильного моста через Волгу в Ульяновске, – заверил главный инженер «Гипростроймоста» Владимир Меркулов. – Но возможности их применения гораздо шире.

И еще одно смелое решение было принято представителями заказчика, ГЖД, и подрядчика. Работы на «окнах» по реконструкции моста через Ветлугу будут выполняться комплексно и последовательно: старая рельсо-шпальная решетка будет убрана силами Шахунской дистанции пути, зачистку балластного корыта и саму гидроизоляцию делают ульяновцы, а новые пути вслед за ними укладывают специалисты путевой машинной станции № 40.

Операция

Это будет способствовать сокращению времени работ, но требует согласованности действий и тщательно продуманной и исполненной технологии проведения работ. Поездная обстановка не допускала задержек.

Время ее проведения было поделено на несколько «окон» протяженностью до 8,5 часов. Сама конструктивная схема 338-метрового моста с разными по протяженности пролетами, подходами и устоями требовала «индивидуального» подхода к организации каждого «окна», собственного графика.

Первое «окно» было «открыто» в начале сентября с западного подхода, к которому практически вплотную прилегает нечетная горловина станции Ветлужская. Сработали четко и организованно. Не подвели ни погода, ни профессионализм и качество взаимодействия исполнителей.

– Конечно, когда «окна» только готовятся, споры бывают, – соглашается начальник отдела искусственных сооружений службы пути ГЖД Владимир Клочко. – Иной раз кто-то до хрипоты доказывает свою точку зрения. Но, когда окончательные решения приняты, весь темперамент, вся энергия уходят уже непосредственно только в работу. К тому же некоторые уроки первого «окна» мы учли при планировании остальных.

И они получились на славу. Пятясь к мостовому устою восточного берега, путеукладочная машина снимает одно за другим пять звеньев решетки. На балластную призму устремляются грейдер и бульдозер, убирая основную массу щебня. Остатки его собирают в ковши юркие, по размерам чуть больше «горбатого «Запорожца», машины «Bobkat». Зачистку завершают уже рабочие обычными вениками и совками и пневмообдувкой.

Тут же раструбами газовых горелок нагревается бетонное основание балластного корыта и распыляется мастика. На нее укладываются пенополистирольные плиты, на которых предусмотрительно вырезаны отверстия для дренажных отверстий. Сверху расстилается геотекстиль.

Затем снова настает черед путейцев. Двадцатипятиметровые звенья ложатся на пролеты, четко стыкуясь друг с другом. К третьему часу работы стрела машины выносит уже третье по счету звено. Почти синхронно, как по команде, руководители всех задействованных в операции предприятий смотрят на часы.

– В графике! – явно доволен Клочко.

– Майна, – командует оператору путеукладочной машины начальник ПМС-40 Алексей Птицын.

– Освобождаем участок, – поторапливает своих заместитель начальника ПЧ-8 Виктор Штанов.

Маневровый локомотив уже готов подтолкнуть на пролет хоппер-дозаторы с загруженным в них гранитным щебнем.

Перспектива

Новые заботы появились теперь у начальника станции Ветлужская Людмилы Нефедьевой. Об определении места городка строителей переговоры с местной администрацией уполномочена вести она. На конец нынешнего года определено время начала работ по реконструкции другого – четного – моста через Ветлугу, соседа нынешнего «героя» нашего репортажа. Но возраст его гораздо более почтенный – без малого сто лет.

Реализация программы оздоровления мостов ГЖД продолжается.

МНЕНИЕ

Александр Ангеш,

начальник участка ЗАО «Гипростроймост»:

Успешная работа на «окне» – прежде всего, результат подготовки. Все зависит от того, насколько тщательно все продумано и просчитано. Порой какая-то мелочь, которую не учли, не предусмотрели, перечеркивает то, над чем работали неделями, а то и месяцами. А еще, если в работе участвуют несколько организаций, очень важно умение работать «в связке». Наша сегодняшняя «связка» оказалась крепкой.

Автор: Николай Кожин