В Ульяновске все еще продолжается капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в соответствии с Федеральным законом № 185. На дворе октябрь, можно сказать, уже предзимье, а результаты затеянного уже осенью ремонтно-строительного аврала неутешительны.

ЧЕРЕПАШЬИ ТЕМПЫ

Работа подрядчиков, похоже, даже и не контролируется. Да и сами чиновники мэрии расходятся в «показаниях». Так, мэр города Александр Пинков сообщил на днях, что в стадии ремонта в городе находится 390 многоквартирных домов. А по данным и.о. председателя Комитета ЖКХ, экологии и благоустройства мэрии Ульяновска Андрея Павлова таких домов в Ульяновсксе только 331. Разница, согласитесь, существенная. Особенно, если учесть, что за этими цифрами стоят немалые деньги, выделены на капремонт жилья из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – почти миллиард рублей. И 59 «выпадающих» зданий тянут на многие десятки миллионов рублей. Поэтому чиновникам следовало бы поаккуратнее с жонглированием цифрами.

Однако продолжим. Как уже было сказано, по данным, озвученным мэром Ульяновска Александром Пинковым, на сегодняшний день ремонтные работы ведутся в 390 домах. Капитальный ремонт систем центрального теплоснабжения в 138 домах выполнен более, чем на 40 процентов. В шести многоквартирных домах полностью завершен. Обратите внимание на конечные показатели: в ремонте 390 городских домов, а полностью ремонт выполнен лишь в шести. То есть, капитальный ремонт жилых домов в Ульяновске выполнен менее, чем НА ДВА ПРОЦЕНТА! Остальные цифры – от лукавого и используются только в качестве «замазки» для глаз ульяновцев. Дескать, мы работаем, и волноваться не о чем.

И подобная картина складывается по всему фронту реализации 185-го ФЗ в Ульяновске.

Из 34 лифтов полностью заменено оборудование только в четырех. Обновление фасадов произведено только на трех жилых зданиях, кровля заменена на 100 домах из 258-и.

Из 152-х узлов учета регулирования тепла, горячего и холодного водоснабжения установлено пока 63. Работы по замене систем электроснабжения выполнены на 26 процентов, водоотведения – на 14 процентов, холодного водоснабжения на 19, а горячего – на 9 процентов.

ТЯП-ЛЯП, А ДЕНЕЖКИ В КАРМАНЕ

Однако и там, где, как уверяет мэр, ремонт закончен или близится к завершению, дела обстоят не лучшим образом. У компаний, ведущих ремонт, нет, оказывается, ни смет, ни планов. Работы производятся случайными людьми, не имеющими ни навыков, ни опыта. И ведутся со 100-процентным браком.

Хотя причины брака не только в низкой квалификации работников. Снова обратимся к мэру Ульяновска Александру Пинкову.

«Несмотря на все объективные и, главным образом, субъективные условия такое положение дел никого не может удовлетворить. Средства выделены, возможности предоставлены, условия созданы. – пишет мэр в своем блоге в Живом Журнале (pinkov.livejournal.com). – Остается лишь качественно и энергично выполнить работу.»

Средства-то выделены, но вот, что на них приобретено, и как они вообще осваиваются, это, как говорится, вопрос вопросов. В ульяновских СМИ проходит информация о том, что в ремонтируемых домах «снимается вполне приличное, а устанавливается либо уже бывшее в употреблении, либо из самых низкопробных материалов, которые не прослужат и года-двух. То есть уже в следующем сезоне все это потечет и жильцам надо будет за свой счет делать новый ремонт» («Симбирский Курьер»). В одном из домов Ленинского района, пишет, например, названная газета, в бумагах, которые жильцам удалось посмотреть, указаны как замененные змеевики в подъездах, причем несколько «новых» – из хромированной стали, но на самом деле ни один змеевик заменен не был. Якобы новые трубы в подвале в реальности оказались ржавыми и черными – либо бэушными, либо сгнившими где-то в сараях и теперь пущенными в дело. А счет жильцам выставили как за новые.

Когда чиновники в Ульяновске только еще ожидали поступления федеральных денег и формировали списки «своих» подрядчиков, многие наблюдатели предвидели именно такое развитие событий: ремонт будет выполнен абы как, а то и вовсе обойдется без него, а поступивший миллиард рублей будет благополучно «распилен». Так, похоже, и есть на самом деле – Ульяновск стал ареной массового мошенничества при реализации 185-го закона. Чтобы побольше урвать от федерального финансового «пирога», подрядчики идут на откровенную халтуру и подлог. И тут, на наш взгляд, требуется уже прямое вмешательство правоохранительных органов с предварительной проверкой всего, что творится в этой сфере.

НИТИ ТЯНУТСЯ НАВЕРХ?

Мэр Пинков явственно ощущает опасность сложившейся ситуации и пытается делать строгое лицо рачительного хозяина.

«Мне поступает информация о нарушениях, о недостаточном качестве осуществляемых работ, о несоблюдении сроков ремонта. Такое положение дел тревожит и требует принятия мер – заявляет он сегодня. – На рабочем совещании, посвященном этим проблемам, выявлены недобросовестные подрядчики, допустившие срыв запланированных сроков и претензии по качеству. Это ООО «Строй-Сервис», ООО «Экотест», ООО «Дельта-Кров», ООО «Алтек-Строй».

Однако «праведный гнев главы города не вызывает ничего, кроме горькой усмешки. Ибо очень напоминает он знаменитый крик «Держи вора!». Поскольку именно А.Н. Пинков собственноручно утверждал список этих самых фирм, как наиболее предпочитаемых. Лично же вычеркнув из него всех остальных претендентов на участие в ремонте. А потом эти фирмы-подрядчики прошли через отборочные комиссии в районах с участием названного выше господина Павлова и депутатов гордумы (членов фракции «Единой России», кстати). То есть, господин Пинков отлично знал, что, к примеру, фирма «Алтек-Строй», подрядившаяся капитально отремонтировать в Заволжском районе более 50-и домов и получившая под это дело 86 318 017 рублей, с данным объемом работ просто физически не справится. Не мог он не знать и того, что спроса этому заказчику не учинишь – что можно взять с ООО, чей уставной капитал составляет всего 10(!) тысяч рублей? Можно даже с уверенностью сказать, что мэр все это отлично знал, поскольку всплеск активности «Алтек-Строя» совпал по времени с его приходом «на город». И это маленькое ООО, существующее всего два года и имеющее за душой, что тот латыш из русской поговорки, уже получило в этом году из рук мэра крупный заказ (цена вопроса 48 миллионов рублей) на ремонт центральной улицы города. Поэтому «мне поступает информация» из уст мэра звучит сегодня весьма фальшиво. Ибо все в Ульяновске знают и прямо говорят, что фирма «Алтек-Строй» принадлежит некоему господину Каледину, который, как известно, приходится братом жене губернатора Морозова. Совершенно очевидно, что сказать об этом прямо Пинков не может, вот и приходится ему делать круглые глаза и придавать голосу стальные нотки. Но нотки, они нотки и есть – отзвучат и утихнут. А дело (не капремонт жилья, нет! – «распил бабла» – будет сделано. Если этому, конечно, не помешают компетентные органы.

ОТ СУМЫ ДА ОТ ТЮРЬМЫ…

А ведь могут и помешать. Поскольку с начала 2010 года в Управление ФССП по Ульяновской области только в отношении неисполнения обязательств мэрии по капитальному ремонту жилых домов поступило уже 90 исполнительных производств. В течение всего этого времени судебные приставы-исполнители, чтобы подтолкнуть чиновников к активным действиям, постоянно направляли требования об исполнении решений судов. В итоге за девять месяцев окончить удалось лишь 12 производств.

– Работы, которые выполняются подрядчиками, зачастую не только не соответствуют сметной документации, но и производятся некачественно и не в полном объеме, – рассказала журналистам ведущий специалист-эксперт группы по связям с общественностью и СМИ УФССП России по Ульяновской области Юлия Стемасова. – К примеру, в одном из многоквартирных жилых домов по улице Пушкарева по решению суда необходимо было провести капитальный ремонт мягкой кровли, подразумевающий разбор старого слоя крыши, проведение цементной стяжки и выполнение ряда других работ. В действительности рабочие лишь постелили кровлю на старое, обветшалое покрытие крыши, что привело к печальным последствиям для жильцов многострадального дома. А к ремонту мягкой кровли домов по улицам Карла Либкнехта и Ипподромной мэрия так и не приступила, хотя по решению суда обязана была это сделать еще весной 2010 года. 36 раз в отношении мэрии за неисполнение решений суда в срок для добровольного исполнения судебными приставами-исполнителями выносились постановления о взыскании исполнительского сбора и назначались административные штрафы.

Неисполнение судебных решений рано или поздно может привести к уголовной ответственности должностного лица. Существует для этого и статья 315 УК РФ – Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. И предусматривает она либо штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов. Возможен также арест на срок от трех до шести месяцев и даже лишение свободы на срок до двух лет. Обо всем этом приставы уже уведомили Александра Пинкова. Полагавшийся, видимо, на областную «крышу» мэр такого поворота дел не ожидал. Его весьма бурную реакцию на это можно было наблюдать на одном из недавних городских аппаратных совещаний. Мэр обвинил в неисполнении решений суда председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Константина Иваненко и и.о. главы комитета ЖКХ Андрея Павлова. «Вы, видимо, недопонимаете, о чем идет речь, – заявил Александр Пинков. – Я жизнь прожил, имею два высоких ордена от президентов – Ельцина и Медведева. А сейчас из-за вас на меня заведут уголовное дело? Мне зачем это надо?!»

Весьма эмоционально. Только Уголовный кодекс не предусматривает передачи ответственности кому бы то ни было и отсидки вместо себя дублером. И если дело-таки дойдет до суда, то отвечать придется не тем, кто дергал за те самые, тянущиеся наверх нити, намек на которые прозвучал в предыдущей главе, а непосредственно мэру города Александру Петровичу Пинкову. Хотя его, возможно, для того и «пригласили» – за украденный миллиард кто-то должен и пострадать…