Николай Тверетинов

В столице разворачивается скандал по поводу строительных афер семьи экс-мэра Юрия Лужкова. Такого рода громкие скандалы имеют одну неприятную для региональных чиновников тенденцию. Раскаты московских громов раньше или позже обязательно докатываются до провинции. Тогда местные правоохранительные органы начинают просыпаться и подбирать среди авторов местных афер своего «агнца на заклание». Не исключено, что в Ульяновске такими «агнцами» могут стать авторы проекта «Ленинские горки».

Запрет

21 сентября 2010 г. Комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г.Ульяновска был наложен официальный запрет на эксплуатацию в течение предстоящего зимнего сезона спуска горнолыжного курорта «Ленинские горки». По мнению членов комиссии, «это создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, безопасности людей, целостности всего склона, вышестоящих зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты и железнодорожных путей». Комиссия обязала владельцев «Ленинских горок» до 10 октября проложить в зоне спуска дренажную систему, до 1 декабря принять меры по недопущению чрезвычайных ситуаций и безопасности людей. Работы, которые требовала провести комиссия, так и не начались. Значит, «Ленинские горки» больше не будут функционировать. Впрочем, и без запретов, наложенных комиссией, предприятие уже было объявлено банкротом, поэтому оно все равно не могло продолжать работу.

Совсем интригующей ситуацию делает то обстоятельство, что такого решения комиссии добивались сами владельцы «Ленинских горок». Именно они заказали это заключение по результатам двух прошедших оползней. Заключение позволяет им объявить о наступлении форс-мажорных обстоятельств и не выплачивать долги, которые составляют десятки миллионов рублей. О таком финале этой затеи, как о наиболее вероятном, ульяновские СМИ писали еще в 2005 г., когда разговоры о строительстве развлекательного комплекса только начались.

Плывущий комплекс

Небезынтересна фигура одного из основных организаторов и директора строительства «Ленинских горок» Дмитрия Полеванова. В 2005 г. он, пытаясь привлечь на свою сторону общественное мнение, охотно раздавал интервью, в которых рассказывал, что в строительство будет вложено 100 млн. руб. частных средств, что в развлекательный комплекс будут входить 5 горнолыжных трасс с искусственным снегом, крытый теннисный корт, картодром, рестораны и т.д.

Дмитрий Полеванов во всей этой истории человек не случайный. С приходом в область команды Шаманова он был назначен внешним управляющим АО «Иштекс». В это же время дела на предприятии пошли настолько плохо, что его работники вынуждены были неоднократно перекрывать трассу, чтобы выбить хоть малую часть зарплаты. Позже Д. Полеванов стал исполнительным директором ОАО «СЗ Профиль». Как вспоминают очевидцы, в это время с завода было вывезено все, что можно сдать в металлолом, вплоть до канализационных труб из полов. Прокуратура даже возбудила в отношении руководства завода «Профиль» уголовное дело, поскольку ущерб от его действий оценивался в 50 млн. рублей. Потом дело само собой «рассосалось». Г-н Полеванов вновь выходит на арену в качестве директора строительства развлекательного комплекса.

Как считали противники проекта, ни о каком серьезном строительстве на склоне Венца изначально не могло быть и речи, поскольку это оползневая зона. Многокилометровая противооползневая система за все годы ее существования ни разу не ремонтировалась. С 1991 г. в развитие этой системы вообще не было вложено ни рубля. Ни область, ни мэрия профинансировать эти работы, которые требуют ежегодных вложений в 7-8 млн. рублей, не в состоянии. Поэтому ни о каком строительстве здесь объектов массового отдыха и думать не следует.

За прошедший затем год инициаторам строительства, судя по всему, строить не разрешили. Проблема для них заключалась в том, что такое разрешение могли выдать только структуры ПФО, но никак не области. Но после серии катастроф в развлекательных комплексах никто связываться с разрешением на строительство в заведомо аварийной зоне Ульяновска не захотел.

Весной 2006 г. ульяновцы, проезжающие по мосту, могли наблюдать не только небывалое оживление на склоне косогора в районе филармонии и краеведческого музея, но и огромные костры. Это горели вырубленные на склоне деревья (351!). Несмотря на то, что по закону все это запрещено жечь в черте города, деревья не стали выво-зить на свалку. Очевидно, из экономии. А городские экологи и природоохранная прокуратура взирали на костры с невозмутимым спокойствием. Спустя год прокуратура возбудила дело по факту незаконной вырубки деревьев, но и оно оказалось без продолжения.

ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ?

В свое время поставить точку в спорах о строительстве «Ленинских горок» попытался губернатор Сергей Морозов: он заявил, что сопротивление строительству комплекса есть проявление обломовщины. Власти приглашали в Ульяновск главного тренера сборной России по сноубордингу Дениса Тихомирова, с которым представители областного правительства провели совещание на предмет создания в Ульяновске специализированной ДЮСШ. Однако истинную точку, вернее запятую, в этих спорах поставила жизнь. Во-первых, случились два оползня, об опасности которых все время говорили противники строительства комплекса. Во-вторых, ООО «Ленинские горки» обанкротилось. В-третьих, владельцы комплекса добились того, чтобы из-за «неожиданных» оползней комиссия по ЧС признала работу комплекса невозможной. Форс-мажор, а значит, «финита ля комедия»? Однако, судя по всему, не все так просто.

Если обанкротившийся «курорт» отойдет в ведение региональных властей, как это планируется, то ответственность за все финансовые проблемы прежних его владельцев автоматически целиком ляжет на региональный бюджет. Так что история «Ленинских горок» вполне может получить свое продолжение. Разве только пример московского мэра станет предостережением для ульяновских чиновников?