«Судебная система совершенствуется и развивается», – говорят нам. Если это так, то почему в России усиливается тяга к самосуду?

Предполагаю, что мне возразят профессиональные юристы. Могут, вероятно, даже статистику на сей счет предъявить. Однако я буду опираться на известные мне факты.А они бросают в дрожь.

Вот история, произошедшая некоторое время тому назад в Чердаклах.

…Восемнадцатилетний Игорь Mуслямов сидел на лавочке. Вдруг подкатил «жигуленок», вышли двое: «Садись. Прокатимся».

Через час избитого парня приволокли назад. Снова посадили на лавочку: «Или верни украденное, или мы вернемся».

И вернулись. На этот раз Муслямова истязали всю ночь. Утром его, истекающего кровью, обнаружила возле дома сестра, отвезла в больницу.

В этот же день самосуд достиг еще одного жителя Чердаклов. Подростка Готю схватили на улице, отвезли за околицу, пытали. Затем бросили в чей-то погреб, откуда ночью он чудом выбрался.

Что случилось в Чердаклах? Чего добивались «самостийные дознаватели»?

Ординарное по сегодняшним временам происшествие: из сарая местного жителя Петра Игошина исчезли три поросенка. Петр и его приятель Андрей Боков решили провести собственное расследование.

Вскоре выяснилось, что у гражданина Бородкина, проживающего в тех же Чердаклах, на подворье стало тремя поросятами больше. «Где взял?» – «Готя принес».

Подростка Готю, проныру тринадцати лет, в поселке все знали. И первый же «допрос с пристрастием» дал результат: признание с выдачей сообщника. Им как раз и оказался Игорь Муслямов.

Кража трех поросят для двух воришек обернулась трагедией: один умер в больнице; подростка Готю долго пытали… Такой «приговор» вынес местный самосуд в лице граждан – Петра Игонина и Андрея Бокова (фамилии изменены)…

А вот еще сюжет. В деревушке Дубки у стариков Ситиных пропали «гробовые» деньги. Старики некогда продали корову и спрятали деньги в чуланчике под мешком с крупой. Это унюхал родной внук. Деньги украл, а, чтобы бабка с дедом не сразу спохватились, замок снова навесил на дверь чуланчика.

Отвез внучонка в РОВД родной дядя. Там его подержали трое суток, но никаких результатов не получили. Тогда в деревеньке шустрого парня измолотили свои же родственнички…

Третий, свежий, случай разворачивается ныне в селе Потьма Карсунского района. Там, погнавшись за мнимыми ворами, парень застрелил человека. И после этого началось нечто кошмарное – поджоги домов, физические расправы и так далее. Короче, село вошло в жуткий водоворот самосуда. Местная милиция взяла село под свой контроль….

Я бы мог продолжать перечень случаев нарастающего в России самосуда. Но меня интересует другое: я пытаюсь понять истоки этого дичайшего возврата к временам средневековья….

Подумать только: двадцать первый век идет! Российское государство полноправным членом «восьмерки» стало! В Евросоюз рвемся! Во Всемирную торговую организацию вступаем! А тут – беспредел. Как не ужаснуться, как не возмутиться! Теми, в первую очередь, кто творит самосуд.

Но возмущения нет. Вернусь в те же Чердаклы. Те, с кем мне приходилось общаться, самосуд и его ужасные последствия даже как бы и одобряли.

– Для тебя – дикость, а для нас справедливость, – заявил, например, Степан Марков, проживающий на окраине Чердаклов. – Мы тут без сна живем. Каждый свое по ночам караулит, по две собаки на дворе держим. То кур утащат, то козу уведут. На огороде – полный разбой … Так что досталось ворам по заслугам.

Примерно так высказывались и прочие чердаклинцы.

Первая мысль: до чего же докатились! Три поросенка – цена человеческой жизни! И это не вызывает у граждан возмущения. Вспомнилось, как лет пятнадцать назад писал я о старике, саданувшем солью из ружья по пацанам, обиравшим вишню. Как его только не клеймили: жадюга, кулак, алчный безумец!

Что произошло, граждане?

Почему так переполюсовались наши чувства?

А потому – увы! – что за последние годы отъем собственности стал касаться каждого и в любой точке России.

Думаю, первейшая вина государства в том, что оно как бы открестилось от своей главной обязанности перед гражданами: обеспечивать неприкосновенность личности и ее собственности. Кто, скажите, прибегнул бы к самосуду, существуй в стране законный суд, «скорый и справедливый»? Разговоры об установлении в России именно такого правосудия идут на самом разном уровне – от президента до Госдумы – уже не один год. Но ни «скорого», ни «справедливого» пока не существует…

И тогда утверждается самосуд. Близкий, понятный и кажущийся справедливым не только пострадавшим, но и всем прочим гражданам…

Возникает вопрос: как реагирует власть на возрождение и укрепление в России самосуда? Противостоит ли ему?

Начнем снизу. В любом РОВД от «мелкоты» – разорили огород, придушили соседскую курицу, «увели» со двора посуду – лишь отмахнутся: других, более значимых преступлений, выше крыши! Явление самосуда и в Чердаклах не слишком, полагаю, озадачило бы блюстителей закона. Но на сей раз случилось ЧП – жертва самосуда умерла от истязаний. И за дело взялись следователи районной прокуратуры.

Уже через сутки «самосудьи» были арестованы. Им было предъявлено обвинение – похищение человека по предварительному сговору группой лиц. Плюс насилие над несовершеннолетним. Суровый вердикт уже не «самостийного», а законного суда: шесть и семь лет колонии строгого режима.

Ну и ?.. Проблем нет?

Да нет, они остались. Как процветало во всей округе мелкое воровство, так и процветает. Нельзя оставить без присмотра огород. Нельзя не вставлять в окна решетки. Нельзя оставить комбайн местного СПК в поле без присмотра – раскурочат. Нельзя оставить сено на покосе – умыкнут. Теперь – небывалое дело – свежескошенную траву везут домой и сушат во дворах…

Картина не исключительная – по всей России великой теперь так.

Процесс идет какой-то странный. Вместо того чтобы утверждать принцип неприкосновенности собственности, вместо того чтобы создать для всех граждан и повсеместно безопасные условия жизни, вся страна одевается в решетки. И библиотеки, офисы и киоски, квартиры и конторы, дачные домики – все забрано в решетки.

Как остановить «волну номер один» – повсеместные мелкие кражи? И, следовательно, избавиться от «волны номер два» – нарастающего самосуда?

Честно говоря, я не знаю, что должны сделать государство и общество для того, чтобы покончить с национальной бедой, называемой воровством, и идущим следом за ним самосудом. Размышления такие.

Первое. Постоянное, с молочных зубов, воспитание в человеке осознания: чужая собственность, даже плохо охраняемая, – неприкосновенна. Это тот фундамент, без которого любая постройка рухнет.

Сегодня все «несуны» и «лезуны» прекрасно знают «пределы дозволенного». Допустим, утащить со двора хозяйскую утварь, подкопать картошку на чужом огороде – сойдет с рук. А вот если подломать дом, то всяко может повернуться. Вот и «работают» в этих диапазонах. Но для пенсионера, все лето горбатившегося над картошкой, которую потом умыкнули, – это драма похлеще, чем угнанный «мерседес» для «нового русского».

Нет, ребята, любое посягательство на чужую собственность должно быть решительно пресечено. В Китае, как известно, расстреливают и за паленую водку, и за украденную корову. Наше государство хочет быть цивилизованным. Хотя куда цивилизованнее было бы обеспечить своим гражданам безопасную жизнь. Но тогда дайте право своим гражданам на отпор, право иметь личное оружие.

Это – второе, что приходит в голову не раз и не два пострадавшим от вездесущего российского воровства. Против этого высказывалось суждение: де, тогда вместо безоружного самосуда мы получим вооруженный. Но, думаю я, вор не полезет в огород или дачный домик, если будет знать, что в лицо ему может заглянуть «ствол». Именно в лицо, а не в спину. Пора опомниться и начать действовать, потому что в результате бездействия мы уже получили воровской беспредел и самосуд как средство защиты.

Куда дальше-то?

Кстати:

Частным случаем самосуда является кровная месть. Изначально кровная месть рассматривалась некоторыми исследователями как проявление животного инстинкта самосохранения. В дальнейшем, по мере развития человечества, вырабатывалось положение, согласно которому за обиду не только можно, но и должно было мстить. Реакция в виде мести проявлялась на любое действие, причиняющее вред, независимо от того, с умыслом или без умысла оно было совершено, главное было – установить факт существования случайной причинной связи.

Позже на смену кровной мести приходит вира. Вира – древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения. Также вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления.

В современном уголовном праве России существует лишь одно преступное деяние, квалифицированное отягчающим признаком – совершение преступления по мотивам кровной мести (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК России). Сегодня в России кровная месть как родовой обычай продолжает оставаться в некоторых республиках Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия).

www.vendetta.su