Виктор Никитин

Не покидает ощущение, что мы не просто не умеем, но и не хотим учиться на собственных ошибках. Спустя даже несколько лет, когда, казалось бы, накоплены и опыт, и знания, пресловутый ФЗ-131 остаётся для органов местного самоуправления крупной солью на их кровоточащие раны.

Освободились от излишних тягот?

В Ульяновской области, кто не помнит, сей закон приняли одномоментно – «с понедельника» и не позже всем муниципальным образованиям приказано было приступить к его реализации. В других регионах, конкретно, в Татарстане, поступили иначе: реализацию начинали поэтапно, исподволь, что позволило избежать больших ошибок. К сожалению, чужой опыт нам оказался не указ, и о многом приходится говорить в прошедшем времени.

Понятно, что ФЗ-131 стал необходимостью, надо было освобождать федеральный центр от излишних тягот, связанных с дополнительным бюджетированием. Время, правда, показало, что происходит освобождение не только от излишних, но и обязательных тягот. Впрочем, это уже тема отдельного разговора.

Федералы исходили из того, что каждый, в том числе и МО, должен быть самостоятелен и уметь зарабатывать себе «на жизнь». Но «забыли» один момент, в особенности для сельских поселений. Сегодня в сёлах добрую половину, а то и больше, жителей составляют пенсионеры. Мужики из ещё работоспособных пошли в «отход» в крупные столичные города. Да так густо, что по вынужденным мигрантам, работающим вахтовым методом, до сих пор нет точной статистики. Не надо объяснять, что Ульяновская область попала под такую же «раздачу».

Так вот, принимая ФЗ-131 «верхи», что не делает им чести, полагали, будто всё трудоспособное население из бывших колхозов и совхозов ринется в бизнес, начнёт создавать торговые точки, службы быта, развивать кооперацию. А в конечном итоге возникнет налогооблагаемая база. Но конкретно в нашем регионе для этого не создали никаких условий, не подготовили и не переучили людей для работы в новых условиях и, ко всему прочему, угробили потребкооперацию. В результате возникли большие ножницы между желаемым и действительным. Теперь приходится с тихой завистью смотреть в сторону Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Ставрополя и Краснодара, где не только сохранили, но и развили потребкооперацию. Люди из развалившихся колхозов и совхозов перешли в эту систему, создали новые рабочие места, развили целую сеть всяческих услуг населению. Мы, напротив, остаёмся обсевком в поле, обдуваемом всеми ветрами.

По мнению председателя аграрного комитета Госдумы России Валентина Денисова, ФЗ-131 надо править. И не только его. ФЗ-94, по словам депутата, с его конкурсами и тендерами, гробит отечественную экономику. Это ничто иное, как коррупция, когда федеральные деньги уходят через тендеры неизвестно куда и кому.

Закон принять легче, чем потом вносить в него изменения. Значит, на местах надо быть активней, чаще «беспокоить» федералов законодательными инициативами. А вот с этим у нас туго, часто сидим и ждём у моря погоды, не желая выяснять отношения с Москвой. Хотя и там, судя по всему, далеко до порядка. Взять, хотя бы, земельное законодательство. Аграрный комитет Госдумы РФ подготовил изменения по землям сельхозназначения с учётом мнения первых лиц государства. Теперь выясняется, что главные оппоненты этих поправок сидят в … правительстве и администрации президента. В итоге вот уже полтора года нет возможности перейти во второе чтение.

Казусы законодательства

Сложилось стойкое убеждение, что «низы» живут исключительно за счёт «верхов». Имеется в виду «перекачка» средств из федерального бюджета в областные, оттуда – в МО, из них – в поселения. Изрядная доля истины в этом есть. Но только доля. Проблем у муниципалитетов достаточно, и на решение большинства из них деньги приходится искать самостоятельно. И здесь уже в который раз приходится говорить о казусах бюджетного и налогового законодательства.

На встрече с Валентином Денисовым в Новомалыклинском районе главы поселений не скрывали, что при формировании бюджетов 2011 года зарплата у них просчитывается только на восемь месяцев, а коммунальные услуги – и вовсе никак. В целом же доходная часть бюджетов поселений составляет всего 10% от уровня 2010 года – денег попросту нет.

Глава администрации Новомалыклинского района Ильяс Мухутдинов не скрывал, что сегодня муниципальные районы вынуждены отдавать в вышестоящие бюджеты 70% собранных налогов. От налога на имущество организаций вместо 50% остаётся лишь 10%. Полностью уходит из казны налог на прибыль. Основным источником местных доходов всегда был и остаётся налог на доходы физических лиц, но местным администрациям от него достаётся лишь половина. И это при том, что именно на свои кровные муниципалитеты должны ремонтировать и содержать дороги, котельные, общественный транспорт. А ещё строить детские сады, платить за Интернет для школ, библиотек и больниц … Вдобавок ко всему федеральный бюджет «повесил» на районы финансирование стимулирующей части в фонде оплаты труда педагогов.

Можно, конечно, говорить, что неизбежный в таких случаях дефицит покрывается за счёт субвенций, субсидий, безадресных дотаций. Но, положа руку на сердце, признаемся, что на фоне общих затрат они выглядят не более чем заплатки на великое множество финансовых дыр.

Давайте хотя бы на время воздержимся от извечных российских вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?» Ситуация много сложнее, чем она может показаться на первый взгляд. Обратим свои взоры на руководителей региона. Они при всём своём желании не вправе проводить гибкую политику, снижая, например, процент налоговых отчислений в областной бюджет для проблемных районов. Бюджетное законодательство устанавливает, что такие льготы надлежит вводить для всех сразу. И что в итоге? Регион теряет отчисления от богатых муниципалитетов. Начинается резкое различие в уровне жизни в отдельно взятой области. Хорошо, если у тебя в МО есть завод, какое-никакое производство. А если нет? Тогда получишь ситуацию, при которой трудоспособные жители вверенной тебе территории будут работать за её пределами. Хотя детишек поведут в детсад и школу по месту своей «постоянной прописки». Тут уж районному руководству остаётся лишь уповать на дотации «сверху». Со всем остальным сущая беда. НДФЛ и земельный налог, всем известно, относятся к числу самых «недобираемых». При этом рычаги воздействия на должников у местных властей напрочь отсутствуют. Как следствие, первые лица муниципалитетов поставлены в позицию «ку»: богатые районы знают, что деньги у них отберут, а бедные уверены, что дотации «на пропитание» получат всегда. Ни то, ни другое не способствует интересу в развитии территорий.

Бег по кругу

Валентин Денисов не устаёт повторять: «Пока вы (муниципалитеты – авт.) не создадите кооперативы и не простимулируете их, откуда появятся налоги? Сегодня вполне очевидно, что федеральный бюджет сельским поселениям денег давать не будет, областной – с малой долей вероятности. И если не создавать рабочие места, вводить их в «прозрачную» схему отношений, ничего не будет».

Председатель аграрного комитета ЗСО Анатолий Голубков облекает свои слова в конкретные формы: «У нас в районах и поселениях достаточно всяких структур. Но нигде нет человека, который бы до конца контролировал ситуацию. На селе многие занимаются бизнесом. А кто ведёт его статистику? Никто. И налоги, соответственно, никто не платит. Так создавайте комиссии, которые занимались бы этой проблемой». Судя по словам депутата, получается парадокс: налогооблагаемая база в районах с каждым годом снижается, а уровень жизни на селе растёт. Между тем пример, что называется, под боком. В Пензенской области создают кооперативы по всем направлениям: растениеводство, животноводство, переработка, сбыт … Схема отработана и чётко видно, с кого надо собирать налоги. В Ульяновской области, по мнению Анатолия Голубкова, дальше разговоров дело не идёт. Почему? Потому что никто не хочет этим заниматься.

Мнение видится спорным. Везде занимаются, а у нас почему-то не хотят: так не бывает. Причины происходящих в нашем регионе процессов, судя по всему, лежат гораздо глубже, чем мы их видим. Недаром копий сломано много, а результаты пока оставляют желать лучшего. Позволю себе высказаться. Государство всё больше напоминает мне того ловеласа, что поматросил и бросил. В своё время оно «подкинуло» нам ФЗ-131, который оказался котом в мешке. Дабы сбить волну недовольства, «верхи» принялись словоблудить, заверяя, что с упомянутым законом, «жить стало лучше, жить стало веселее». Но теперь разве что слабоумному непонятно, что их заверениями вымощена дорога в место, о котором знают и помнят даже атеисты и в которое каждому из нас, ой, как не хочется попасть.