к собственникам помещений в многоквартирных домах, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам и лицам, оказывающим услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенным на территории муниципального образования «город Ульяновск»

В связи с возникающими вопросами в части определения платы за содержание и ремонт жилого помещения Ульяновская Городская Дума считает необходимым изложить свою позицию по данной проблеме.

Считаем, что реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципальных образований. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевой комплекс производства услуг, затрагивающий интересы каждого человека и влияющий на его жизненный уровень в зависимости от стоимости и качества этих услуг.

Главной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства является доступность его услуг всему населению при повышении их качества, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения.

Вместе с тем, состояние жилищного фонда и качество услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов зависят от грамотного управления, что напрямую связано с добросовестным исполнением собственниками, а также организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, и лицами, оказывающими услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, своих обязанностей, закрепленных Жилищным Кодексом РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491).

Однако общее имущество многоквартирного дома представляет собой сложную систему механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, о перечне которого большинство собственников не имеют представления и до сегодняшнего дня не знают о стоимости его содержания. Как правило, затраты на содержание общего имущества чаще всего рассчитываются лицами, управляющими жилищным фондом, а собственники в детали не вникают или исключаются из процесса определения размера платы за ремонт и содержания общего имущества.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере управления жилищным фондом, свидетельствует о том, что плата за содержание и ремонт включает в себя больше трех десятков различных работ и услуг, начиная от самой дорогой – обслуживание лифтов, и заканчивая менее затратными, вроде осмотра электроплит или электроизмерения. Однако, несмотря на большой список работ и услуг, в платежном документе размер платы за ремонт и содержание присутствует в виде одной строки.

Казалось бы, перечень работ и услуг можно узнать из договора управления между собственником и управляющей организацией либо договора о содержании и ремонте общего имущества. Ведь, согласно гражданскому и жилищному законодательству, в договоре должны быть указаны сведения о составе общего имущества, перечень услуг и работ по его содержанию и ремонту, порядок определения размера платы за содержание и ремонт, порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Как показывает практика, не все собственники заключили договор со своими управляющими организациями, либо лицами, оказывающими услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества. И лишь немногие из тех, кто заключили договоры, внимательно ознакомились с их содержанием и приложениями к ним.

Данное положение вещей породило проблему, связанную с тем, что лица, управляющие жилищным фондом, при составлении договоров учли только свои интересы, исключив при этом мнение собственников помещений в многоквартирных домах.

Однако путь повышения прозрачности размера платы за ремонт и содержание общего имущества есть.

Каждый месяц жители города вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платежных документов, в которых присутствует строка, предусматривающая расходы за работы и услуги по ремонту и содержанию общего имущества. При этом во многих городах Российской Федерации счета на квартплату содержат подробный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества с указанием фиксированной стоимости каждого вида работ и услуг.

Конечно, прозрачность размера платы за содержание и ремонт не решит всех проблем в системе жилищно-коммунального хозяйства, однако позволит сделать первый и важный шаг – повысить информированность собственника относительно расходов, производимых на содержание и ремонт общего имущества, заставить собственника задуматься о том, за что он платит. И в дальнейшем это должно обеспечить эффективный контроль качества содержания жилья.

В этой связи депутаты Ульяновской Городской Думы настоятельно рекомендуют организациям, осуществляющим управление жилищным фондом, и лицам, оказывающим услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, указывать в платежных документах наиболее полный перечень работ и услуг по ремонту и содержанию общего имущества с указанием стоимости каждого вида работ и услуг.

Кроме того, депутаты просят собственников помещений в многоквартирных домах принимать активное участие в общих собраниях, на которых обсуждаются вопросы определения размера платы за ремонт и содержание общего имущества, а также детальным образом проанализировать структуру платы за ремонт и содержание общего имущества в целях недопущения неэффективного либо нецелевого использования денежных средств, а также усиления контроля за выполнением договорных обязательств.