Антимонопольное ведомство обвиняет их в ценовом сговоре
Антимонопольное ведомство Ульяновской области подозревает мукомольные предприятия региона в сговоре, выразившемся в резком (до 59%) повышении цен на муку в июле этого года. Сами мукомолы обвинений не признают и утверждают, что причина — в июльском росте цен на зерно. Эксперты отмечают, что рост цен на зерно и муку — реакция бизнеса на неблагоприятные прогнозы по урожаю вследствие засухи.
Ульяновское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) в четверг возбудило дело в отношении шести наиболее крупных мукомольных предприятий региона, подозревая их в согласованных действиях по повышению цен на муку в период с 5 по 19 июля этого года. Как отмечается в официальном сообщении УФАС, «в сговоре подозреваются» ООО «СимбирскМука», ОАО «Димитровградкрупозавод», ООО «Мукомольная компания Анкар», ИП Каюмов, ООО «Мельсервис», ООО «Мукомол Плюс». По данным ведомства, рост отпускных цен на муку высшего сорта у этих предприятий за 2 недели составил от 22,2% до 59,1%. Проверка проводилась по поручению Федеральной антимонопольной службы.
По словам замруководителя Ульяновского УФАС Павла Юдина, мукомолы поясняли, что «руководствовались рыночной ценой, по принципу «все повысили — и я повысил». «Но повышение произошло одновременно, в течение одного-трех дней», — отмечает представитель ведомства. — А никакого экономического обоснования повышения цены не было, и объяснения некоторых директоров, что «причина в том, что подорожало зерно» не соответствует действительности, поскольку зерно подорожало только через две недели после того, как подорожала мука». В то же время господин Юдин отметил, что в Ульяновске очень высокая конкуренция среди мукомольных предприятий, «и даже эти 6 предприятий занимают всего 7,5% рынка муки Ульяновской области». По его словам, в этих условиях при нормальной конкуренции выигрывает тот, кто снижает цену или сдерживает ее, однако при ажиотажном спросе, вызванном информацией о засухе, законы конкуренции не работают, и «остается единственный инструмент, способный остановить рост цен — антимонопольная служба». По мнению замруководителя УФАС, согласованность повышения цены доказать можно, «поскольку есть разъяснение высшего арбитражного суда о том, что одновременное повышение цен может быть косвенным доказательством сговора». Заседание комиссии УФАС состоится в ближайшее время, ей предстоит ознакомиться с обоснованиями себестоимости муки и только после этого выносить решение.
Мукомолы готовы предоставить обоснования и доказать, что «никакого сговора не было», потому что «многие, несмотря на повышение цен, сработали в убыток». «Причина одна — в росте цен на зерно, — заявил гендиректор ООО МК «Анкар» Артур Матевосян. — В регионе уже в июле не было зерна. Мы были вынуждены покупать зерно в Краснодарском крае. Там покупаем зерно по 5,8 рубля, с доставкой сюда получается почти 8 рублей, а продаем муку по 10 рублей за килограмм — это себе в убыток».
«Мы не заинтересованы повышать цены, потому что конкуренция в регионе очень высокая и повышение цены даже на 20 копеек приведет к потере рынка», — сказал коммерческий директор ООО «Мельсервис» Валерий Крамаренко.
Другие участники рынка также отмечают, что «несмотря на заявления областного правительства о том, что зерна хватит для всех внутренних нужд региона, зерна в Ульяновской области уже нет». «Мы писали письма и в Минсельхоз, и губернатору с просьбами оказать содействие в поставках зерна из резервного фонда, но нам его не дают, и ответов нет», — сказала коммерческий директор ООО «Симбирскмука» Анна Новикова. По ее словам, приходится закупать зерно в других регионах, «и если в начале июня продовольственное зерно 3 класса стоило 3,5 рубля, то в конце — 6,5 рубля, соответственно, цена муки выросла с 6 до 10 рублей».
В областном минсельхозе „Ъ“ подтвердили, что на региональном рынке цены на продовольственную пшеницу 3 класса (для муки используется 3 и 4 класс) с 1 июля повысились с 3,1 до 4 рублей за килограмм, а с 8 июля — до 5,1 рубля; зерно 4 класса с 8 июля выросло в цене с 2,7 до 3,5-4,5 рубля. «Также с 8 июля начался рост цен на муку», — отметила начальник отдела развития торговли и мониторинга ценообразования Марина Ерусова.
Аналитик компании «Финам» Максим Клягин не берется судить о степени виновности мукомолов и справедливости действий УФАС, однако отмечает, что во всей средней полосе России в июле «первой стала дорожать мука, когда стало очевидно, что урожай будет существенно ниже и сформируется дефицит предложения в поставках зерна». «Это объяснимо, поскольку хозяйствующие субъекты ориентируются не только на конъюнктуру, но и на прогнозную ситуацию», — отметил эксперт. В то же время он не исключает влияния на цены ажиотажного спроса и завышенных инфляционных ожиданий, «спровоцированных не всегда корректными сообщениями СМИ».
Сергей Титов, Ульяновск