Начать хочется, вспомнив не безызвестную ферму в Октябрьском. Там, как помнится, скот дох сам, ну или от болезни. А вот в базарно-Сызганском районе ситуация, похожая, но отличается. Отличий, правда, хватает. Начиная с того, что скот там держат не на мегаферме, а дома, и заканчивая тем, что гибнет там скот не по своей воле, и даже не от рук людских. А гибнет он, от зубов волчицы, вот уже почти полгода гуляющей по лесам района, и терроризирующей два села.
Звери.
Началось всё в июле. В поселке Черный Ключ, погибло несколько овец. Народ сначала начал грешить на собак, которых в поселке хватает. Но сомнения прошли после того, как в течении одного дня, несколько жителей увидели вышедшего на край леса волка. После этого визиты серого хищника начались всё чаще. За июль и август волк выходил за добычей около десяти раз. Причем удачной была примерно каждая вторая охота. В конце августа волк выходить перестал. А в сентябре вновь напомнил о себе, забив ягненка у местного охотника. Причиной тому стало то, что звери, за которыми обычно охотятся волки, в это лето ушли в из этих мест. Искать воду и пищу. Волк же за ними не пошел, а начал охотиться за тем, что поближе.
Попытки поймать или подстрелить хищника успехов не давали. На весь поселок ружье только у одного мужика.
Но как оказалось, волчья напасть имеет место не только на Черном Ключе. В конце прошлой недели зверь появился в соседнем селе Должниково. Причем вышел не один. Им оказалась волчица, которая вела за собой двоих волчат. И добыча у нее вышла пошикарнее всех набегов на Черный Ключ – за один раз она загрызла 6 овец у местного фермера. А спустя три дня она же зарезала у другой женщины трёх коз. Спустя три дня – это 20 октября.
Зверь изначально отличался наглостью, охотясь по утрам. Причем не самым ранним утром. А выйти к людям взял практически за правило. Как бы демонстрируя им свою безнаказанность. Черноключенцы уже с середины лета ходят с опаской в лес. А уж про то, что бы малых детей туда одних отпустить, и говорить не приходиться. Хотя все знают, что волк на людей кидается редко, но ответ у всех примерно один:
– А чем черт не шутит. Откуда мы знаем, может он там не один. Или вообще бешеный.
Но как ни странно, к соседству со зверем люди уже начали привыкать. Как привыкли, а точнее, свыклись, с мыслью, что людям, которые должны следить за дикими зверями, плевать на то, что и у кого эти звери едят.
Люди.
А отвечают за это в район два человека – егеря Борис Новиков и Виктор Сенаторов. Хотя Новиков от звания “егерь” открещивается, и называет себя “специалистом по животным”. Забавный разговор у меня вышел с этим специалистом по животным, после которого я могу поспорить, кто из нас больше специалист:
Нескин: – Вы знаете, что на Черном Ключе волк овец режет?
Новиков: – А с чего вы взяли, что это волк?
Нескин: – Со слов очевидцев.
Новиков: – А может это вообще собака. Откуда они видели?
Нескин: – Вы думаете, люди с 20 метров волка от собаки не отличат?
Новиков: – Вообще то, если волк приходит в стадо, он всех режет.
Нескин: – Это одиночка то?
Новиков: – Хоть одиночка, хоть стая.
Нескин: – И вы хотите сказать, что вы специалист по животным?
Новиков: – А вы сомневаетесь?
Я ему честно заявил, что сомневаюсь. И с трудом удержался, чтобы не перейти на мат. А вот хозяйка зарезанных волчицей овец, не сдержалась. Товарищ Новиков, своими словами довел ее до того, что женщина выложила ему всё, что она о нем думает, и куда ему следует идти. После этого, “специалист по животным” на Черном Ключе не появлялся. Обиделся, наверное. Хотя на что здесь обижаться? На меня-то понятно, я попытался ему объяснить, что одиночки стадами не режут, если без стаи или волчат. Но Новиков же “специалист”.
Ко всем прочему, как недавно выяснилось, Борис Новиков, является егерем охотничьего хозяйства “Русский отдых”, которому в этом году были переданы охотничьи угодья вокруг поселка Черный Ключ. Но, даже не смотря на это, егерь Новиков ни каких мер, к отстрелу или поимке зверя не предпринял.
Второй человек, Виктор Сенаторов, имеет к этому инциденту, отношение, с одной стороны второстепенное. К “Русскому отдыху” он не относится, и как следует за то, что творится на его охотничьих угодьях, отношения не имеет. Но здесь есть одно но.
После передачи части охотничьих угодий в частные руки, начался передел границ этих самых угодий. И как оказалось, Новиков и Сенаторов, до сих пор не могут поделить толком, кто за что отвечает. А результатом этой дележки, стало то, что егеря наплевали на то, что происходит на реальных угодьях, а не на бумажных.
А пока егеря делят между собой охотничьи угодья, волчица делит мясо разорванных овец между своими волчатами. И то, сколько она ещё будет делить не зайчатину, а баранину, будет зависеть от скорости принятия решения егерями. А волчица и волчата к весне станут полноценной стаей. И справиться с ними станет гораздо сложнее.
Ипатий Нескин