Отечественная сфера бытовых услуг, относительно легко пережившая два года экономических потрясений, вновь на подъеме. В Ульяновской области также увеличивается количество предпринимателей, готовых облегчить быт земляков.
Отроки во вселенной
Сфера бытовых услуг отнюдь не изобретение нового времени, и в старину человек активно использовал труд другого человека для облегчения собственного быта. Так, обеспеченные симбирянки не стирали белье сами, нанимали прачек.
Последние десятилетия 20-го столетия и начало 21-го – время активного развития «бытовки» в большинстве стран мира: увеличилось число сервисных организаций, расширился спектр предлагаемых услуг, возросло число занятых в этой области, а также потребителей их услуг.
В последние годы сфера бытового обслуживания стала самой быстрорастущей из всех отраслей российского потребительского рынка. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в стране увеличивается на 25-30% ежегодно.
Объясняется это просто: сегодня время – деньги, и все больше людей стремятся сэкономить время на повседневных делах, а также улучшить качество своей жизни. Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги и со стороны корпоративных клиентов, в том числе кредитно-финансовых учреждений, торгово-офисных центров.
Примечательно, что ряд бытовых услуг – из разряда хорошо забытого старого. Скажем, в старом Симбирске близ базаров и ярмарок строились так называемые торговые бани, они были сродни постоялым дворам, здесь можно было не только помыться, но и получить ночлег, перекусить. Сегодня большинство ульяновских гостиниц имеют в своей структуре предприятие общепита и банный комплекс.
Герой новогоднего фильма утверждал, что «сфера услуг бесконечна, как Вселенная». Действительно, под понятие «бытовой сервис» попадает огромное количество видов деятельности. Более половины объема «бытовки» в июле 2010 года приходилось на два вида услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек и по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования. Также весьма емкими сегментами рынка являются ритуальные услуги, услуги парикмахерских, ремонт и пошив одежды.
Вселенная по имени «бытовка» всегда открыта для рождения новых «звезд».
– Наши услуги изначально новы для жителей Ульяновска, – рассказывает управляющий компанией CitySafe Азат Исмаилов. – Если компании были знакомы с аутсорсингом в сфере складской деятельности, то физлица до недавнего времени могли лишь мечтать о специалистах, которым можно доверить дорогую мебель (на время ремонта, отъезда или сдачи квартиры в аренду), которые могли бы оперативно и качественно освободить балкон от спортивного инвентаря, автомобильных колес и пр. Мы одними из первых начали оказывать профессиональные услуги ответственного хранения и moving услуги (от английского move – двигать): высококвалифицированные переезды, как по заказу для компаний, так и для частных лиц. Предоставляем услугу «переезд «под ключ» и, что очень важно, несем полную материальную ответственность за имущество клиента. В комплекс наших услуг входит страхование, охрана груза при переезде, предоставление специальной упаковки и, разумеется, индивидуальный подход к каждому клиенту. За каждым клиентом закрепляется менеджер, который изначально приезжает на оценку, благодаря которой составляет предварительную смету.
Как выяснилось, можно преуспеть и в сегментах, которые, казалось бы, уже заполнены до предела: например, оказывая парикмахерские услуги, которые считаются наиболее выгодными в салонном бизнесе. Показательный пример – компания-«отрок» под названием «TESS». Руководитель этого нового интересного проекта Оксана Чумуркина утверждает, что для успешного старта в «красивом» сегменте «бытовки» предпринимателю необходимы не только серьезные инвестиции (не менее 1 млн. рублей), но и личное знание профессии, чтобы изнутри оценивать работу мастеров: в этом бизнесе мастерство профессионалов – первично. Марка оборудования, красок, профессиональных средств по уходу за волосами и пр. вторичны, хотя тоже весьма важный фактор.
– Главная ценность в нашем бизнесе – специалисты: спецтехнику для еврохимчисток сейчас можно купить без проблем, – вторит предприниматель и политик Геннадий Бударин, семь лет назад основавший первую в Ульяновске еврохимчистку «Золушка».
Прежде чем открыть компанию, оказывающую услуги мелкого бытового ремонта (плотники, электрики, сантехники), Сергей Ефремов поработал в строительной отрасли, в частности, в сегменте отделочных работ. ООО «Симбирский бытовой сервис» (бренд «Мастера на все руки») работает на рынке четвертый год, однако, по мнению руководителя, компания все еще находится в стадии развития и пока воздерживается принимать заказы от корпоративных клиентов, хотя предложения активно поступают. Освоение сегмента b2b для «мастеров на все руки» – в недалеком будущем.
– Ошибка начинающих игроков «бытовки» – кажущаяся легкость данного бизнеса, – говорит Сергей Ефремов. – Они не догадываются, какое огромное терпение нужно, сколько времени надо потратить, чтобы профессионально работать с ульяновскими заказчиками с их особой ментальностью…
Быт или не быт… Быт!
На рынок бытовых услуг кризис повлиял незначительно. Никакого падения, только рост, правда, уже не 15-18% в год, как раньше, а 8,6% по итогам 2009 года (данные Росстата). Для сравнения, объем рынка платных услуг населению (это и санаторно-курортные услуги, и пассажирские перевозки, и нотариальный сервис, и киноуслуги и пр.), по данным исследования компании «АМИКО, в 2009 году снизился на 5%. А вот в нашем регионе, как свидетельствует Ульяновскстат, за первые семь месяцев 2010 года объем платных услуг населению во всех секторах реализации составил 15 884, 7 млн. рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 4,1%. Доля «бытовки» в объеме рынка платных услуг составляет по стране 10-15%.
Подавляющее большинство платных услуг населению Ульяновской области (86,9%), оказывают крупные и средние организации. Доля «услужливых» предпринимателей – 13,1%. Предприятия малого бизнеса активнее всего осваивают бытовку, и именно «малыши» оказались наиболее стойкими к кризисным потрясениям.
Скажем, ульяновский предприниматель Юрий Кузнецов в самый разгар кризиса открыл третье ателье под брендом «Палитра», а летом этого года – четвертое. В результате, сейчас его бизнес вышел на докризисный уровень.
– Современный тренд – людям хочется носить вещи, сшитые по индивидуальному заказу – по фигуре и не «как у всех», – отмечает Юрий, который в сфере бытового обслуживания (ремонт и пошив одежды, в том числе из кожи и меха) работает с 1996 года.
– С одной стороны, в кризис люди старались экономить практически на всем, но с другой, они не отказались от качественных услуг, обращались в сервисные компании за помощью, – подчеркивает Азат Исмаилов. – И задачей последних было удержать обратившегося клиента, стать более гибким в ценовом сегменте, но не в ущерб качеству. С какой-то точки зрения, кризис даже сблизил клиента и компании. Однодневки ушли, просели и те, кто не смог достаточно гибко отреагировать на сложившиеся экономические обстоятельства.
Геннадий Бударин рассказал «ДО», что в кризис объемы его еврохимчистки упали процентов на 20, однако поводов для пессимизма нет: люди стали привыкать к качественному сервису, прекратили «гробить» дорогие вещи в домашних стиральных машинах. Да и серьезных конкурентов (может быть, за исключением агентства «Фрекен Бок») у «Золушки» пока нет.
Под вопросом разве что судьба ломбардов. В кризис их число в России резко увеличилось, а сегодня эти предприятия бытовых услуг вытесняют банки и прочие кредитно-финансовые учреждения, которые предлагают населению «быстрые» потребительские кредиты.
В кризис изменилась и ценовая политика предприятий бытовых услуг. По данным Ульяновскстата, в июле 2010 года (по сравнению с июлем 2009-го) на 20,6% повысилась стоимость ремонта холодильников, замена элементов питания в наручных часах стала дороже на 3,2%, ремонт цветных телевизоров – на 2,3%. Билеты в кинотеатры подорожали на 5,3%, начальный курс обучения вождению легкового автомобиля стал обходиться дороже на 3%, а услуги фотоателье – на 1,3%.
Сделаем мир чище
В начале нулевых тогдашний мэр Димитровграда Сергей Морозов поинтересовался у главы машиностроительного предприятия «Лидер-Д» Фярида Халиуллина, где тот чистит свои костюмы. Как выяснилось, в Тольятти. Вскоре после этого судьбоносного разговора Фярид Халиуллин отправился в Москву на специализированную выставку «Химчистка и Прачечная», где познакомился с поставщиками итальянского оборудования. Так в городе атомщиков появилась химчистка «Сана» с ценами процентов на 40 ниже, чем в Самарской области.
Соучредитель «Саны» не скрывает, что не раз пожалел о сделанном шаге: дело оказалось не слишком прибыльным (инвестиции в оборудование – 5 млн. рублей – окупились только в 2009 году), да и неадекватные клиенты (20-30% от общего числа заказчиков) не дают спокойно делать бизнес, обращаются в суды по всяким мелочам, скажем, за якобы потерянный поясок от кожаного плаща.
Впрочем, Халиуллина проблемы закалили, и опыт – сын ошибок трудных – пошел на пользу. Сейчас, например, в «Сане» заполняют подробнейший лист приема вещи, сдаваемой в чистку. Зато как приятно слышать от земляков слова благодарности за то, что вдохнули в вещь второе дыхание!
Учредители «Саны» строят планы по развитию бизнеса, тем более что город выделяет для этого дополнительные площади. Дело теперь – за приобретением трех-четырех единиц нового оборудования для чистки тонких сорочек, особо дорогих костюмов (с ростом уровня жизни в Димитровграде появилось немало деловых людей, которые носят костюмы за 30-40 тыс. рублей).
Ульяновский рынок бытовых услуг развивают не только местные предприниматели. Его осваивают и такие крупные игроки, как самарская группа компаний «Объединенные Сервисные Системы» с развитой сетью филиалов по России. Девять лет назад компания была ориентирована на предоставление клининговых услуг и носила название «Клининг Эксперт». Результатом диверсификации стало появление ГК «Объединенные Сервисные Системы», в которую вошла ГК «Клининг Эксперт». Сегодня группа компаний является одним из лидеров по обслуживанию иностранных автопроизводств на территории России.
– Клининговый рынок Ульяновской области находится в стадии развития, – считает председатель совета директоров ГК «Объединенные Сервисные Системы» Виктор Бузуев. – Конкуренция здесь, как и во всех регионах нашего присутствия, высока. Однако сегодня отмечается положительная для нашей компании тенденция – заказчики начинают понимать, что существуют разного уровня сервисные компании. На рынке появляется много молодых компаний, которые не имеют нужных компетенций, производственной базы и, самое главное, опыта. Они идут на серьезный демпинг цен. В то время как крупные компании никогда не пойдут на необоснованное снижение цен, так как в стоимости услуг адекватно соотнесены критерии «цена-качество». В результате молодые компании, не готовые предоставлять услуги на нужном уровне качества, либо разоряются, либо портят общее впечатление о сервисных компаниях.
Склеп для короля
В «бытовке» традиционно велика доля ручного труда, и для того, чтобы оказывать ряд услуг, порой не требуется больших инвестиций. Например, достаточно иметь дома швейную машинку или минимальный набор парикмахерского инструмента. Городские газеты пестрят объявлениями типа «Трезвые грузчики», «Гружу-вожу», «Муж на час», «Перетяжка старой мебели» и пр. Некоторые «индивидуалы» работают нелегально, а значит, устанавливают цены на свои услуги по минимуму, оттягивая клиентов от официально работающих компаний.
В сегменте ритуальных услуг ситуация иная, здесь так называемые «черные агенты», напротив, завышают цены. Официально принятый в Ульяновске прейскурант с базовыми ценами (погребение на новом участке – 2177 рублей, захоронение в родственную могилу – 2380 рублей и т.д.) для них не указ.
В 1998 году, спустя два года после того, как увидел свет ельцинский закон «О погребении и похоронном деле», в Ульяновской области работали всего две-три частные ритуальные компании. Сегодня их число составляет порядка 25 (в Москве – всего 19). Плюс два муниципальных предприятия – МАУ «Городское специализированное учреждение «Похоронная служба г. Ульяновска» и МУП «Ритуальные услуги». Если учесть, что в городе на 24 муниципальных кладбищах хоронят в среднем 17 человек в день, то можно представить, какая конкуренция сегодня существует среди ульяновских «безенчуков».
По наблюдениям директора МУП «Ритуальные услуги» Станислава Борминского, лишь 20% участников рынка работают цивилизованно, остальные же – за пределами правового поля.
И чувствуют себя «черные агенты» неплохо: получая информацию по своим каналам – от ангажированных врачей или работников правоохранительных органов (цена такого звонка в Ульяновске – 2,5 тыс. рублей, в Москве – 7 тыс.), они организуют порой по пять-шесть похорон в день.
– Мы обращались в правоохранительные органы, в БСМП, писали депутатам – ни ответа, ни привета, – сетует директор Салона ритуальных услуг Юлия Власенко. – Цивилизованно делать бизнес на ритуальных услугах сегодня очень сложно!
Выживать ритуальщикам в этой непростой ситуации помогают… почтение и любовь родных и близких к усопшему, помноженное на рост доходов населения. Итальянская поговорка («Когда игра заканчивается, король и пешка падают в одну и ту же коробку») уже не актуальна. Один человек уходит в мир иной в простой домовине за 1200 рублей, а другой – в роскошном гробу из натурального дерева с лаковым покрытием, с красивыми коваными ручками и роскошным убранством внутри. Кому-то заказывают памятник за 2,5 тысячи, а кто-то покоится под настоящим произведением искусства за 60 тыс. рублей. На кладбищах возводятся целые склепы, поражающие воображение…
Сегодня, по словам Юлии Власенко, работающей в этом бизнесе восемь лет, ассортимент продукции для погребения увеличился в разы. Ульяновские компании осваивают новые, более долговечные материалы, например, на смену недолговечной мраморной крошке пришел доступный природный камень – так называемый «мрамор-эконом».
Нужны ли ульяновску ландроматы?
В год на одного жителя России приходится бытовых услуг на сумму около 1 тыс. рублей.
Так что ульяновской «бытовой Вселенной» есть куда расти.
– Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов, – отмечает Азат Исмаилов. – Образы некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им идут высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень!
Рост таких сегментов «бытовки», как клининговый сервис, услуги химчисток и прачечных, эксперты связывают с подъемом на рынке гостиничных, санаторных, медицинских, салонных услуг, да в целом бизнеса, который активно открывает прелести аутсорсинга.
– У аутсорсинга, скажем, в сегменте клинингового обслуживания, есть масса преимуществ, – рассказывает Виктор Бузуев. – Реальные затраты заказчика на уборку не возрастают, поскольку подрядчик не только оптимизирует работу, но при этом и заметно повышает качество. В случае передачи клининга на аутсорсинг возвращается НДС, который при выплате зарплаты штатным рабочим уходит государству. Плюс – выгода в накладных, социальных и других расходах.
Пока же в структуре заказов, например, еврохимчистки «Золушка» доля корпоративных клиентов не превышает 10% (чистка штор, напольных покрытий и т.д.).
Где взять новые идеи для «бытовки»? Да хоть в Интернете в разделе «Бизнес-новости»: «Семейное предприятие по пошиву штор организовало побочный бизнес по мобильной чистке ковров и штор», «Петербурженка в 48 лет ушла с должности преподавателя психологии и открыла два салона «Чистое перышко» по реставрации пуховых подушек», «Новая бизнес-идея: санитарная обработка помещений эффективным противогрибковым немецким препаратом», «Студенты открыли прачечную в своем общежитии, установив ладроматы»…
Татьяна Задорожняя