Общепит в России в последнее время стремительно развивается. Вместо запаха «ржавых» жареных пирожков, доносившегося из домовых кухонь, с которым общественное питание ассоциировалось в советское время, нас зазывают яркие вывески новых ресторанов, кафе и разнообразных бистро на фудкортах современных торговых центров. Однако со сменой вывесок стало ли все так уж вкусно?
«Некоммунальный» уют
Советский формат питейно-пищевых заведений практически канул в прошлое и в Ульяновске. Почти исчезли многочисленные некогда «Кулинарии», «Пельменные», «Рюмочные», даже огромные пространства знаменитых когда-то городских ресторанов типа «Венец» или «Волна» – всего трех-четырех на весь город – уступили место камерным забегаловкам. Видимо, это только советский народ предпочитал отдыхать коллективно, как и жил, словно это было привычным продолжением его коммунальных квартир со стопкой «на троих». Нынче наши земляки явно предпочитают покой, уединение и уют.
Впрочем, справедливости ради отметим, что было в советское время одно существенное преимущество – цены. Существовал формат детских кафе наподобие «Лакомки», где при наличии пусть даже арендованного у знакомых родителей чужого ребенка можно было поесть и вкусно, и дешево. Даже средний счет в два-три рубля в дорогом «взрослом» заведении с приятной музыкой от лучших музыкантов Ульяновска не вызывал тревожного шевеления волос на голове… Теперь же кафешки эконом-класса практически исчезли, хотя именно их, несомненно, предпочло бы большинство беднеющих горожан. Недорогие места «где посидеть» в Ульяновске можно по пальцам пересчитать. Еще летом было куда ни шло: работали относительно приемлемые по ценам летние кафе, хотя их «полевая» кухня и «комфортность» самоочевидны. Даже точки фастфуда в торговых центрах к очень уж доступным отнести трудно – здесь в большинстве своем не только невкусно, но зачастую вредно и, скорее всего, совсем не так дешево…
Из того, что было?
Да, площади «под еду» сегодня стали меньше. Насчет же комфортности пребывания во многих наших забегаловках, скорее всего, по-прежнему можно спорить. Прежде всего, бросается в глаза нелепость оформления залов. Неужели у владельцев заведений нет вкуса? Создается впечатление, что дизайнеры лепили оформление интерьеров, как в песне, «из того, что было». Китайские веера могут у нас сочетаться с мебелью в стиле «хай-тек» и русской народной утварью на полках, зеленые стены – с розовым полом и оранжевым потолком, а пластмассовая мебель, извините, с… запредельно высокими ценами в меню. Короче говоря, большинство наших забегаловок лишено какой-либо оформительской концепции. Равно как и концепции по еде, потому что в меню все кухни мира намешаны в одну, а выбрать бывает и вовсе нечего. Нет в наших ресторанах и кафе фирменных блюд – тех, на которые идут, как на выдающийся шедевр поварского искусства. И нормальной музыки почти не осталось – чтобы меньше платить, в певцы владельцы приглашают опять же кого попало. Вот и доносится из разных кафе с обалденно экзотическими названиями оглушительно-душераздирающий русский шансон (а нашему народу, взросшему на водке и балалайке, и так вроде весело). Говорят, все это потому, что растущий ресторанный бизнес в России пополняется за счет дилетантов. Ну да откуда им взяться, профессионалам-то? Не из «кулинарок» же?..
Так и обслужила…
Ну, качество обслуживания – это вообще песня отдельная. Это у них там официанты и бармены проходят специальное строгое обучение. Если вы вино заказали – разливают, подходя строго с определенной стороны. А «язык» столовых приборов? Знает кто-нибудь из официантов в Ульяновске, что делать, когда приборы у клиента сложены накрест, а когда – параллельно?! Все потому, что в когорту обслуживающего персонала наших заведений в основном попадают далеко не лучшие кадры. Молодежь с улицы. Те, кто не выучился. Те, кто не хочет или не умеет работать, боится освоить твердую специальность. В общем, особливо охочие до непыльного занятия и внешне гламурного окружения. Ну и что, если официальные зарплаты невелики. Всегда есть возможность решить вопрос… м-м-м… неформально. Рассказывают, что недолив пива, например, – это целое мастерство. А уж не принести сдачу в наших ульяновских кабаках – ну просто явление тотальное.
Муха малая в пиво падала…
Вообще, у меня была масса случаев, связанных с негостеприимностью местного общепита. Ваши права особенно игнорируются, если вы не производите впечатление слишком денежного человека. Скажем, однажды официант, собиравший грязную посуду с соседних столиков, почему-то брякнул всю ее на мой – прямо под нос. Это вместо того, чтобы принять заказ. Пришлось писать в «Книгу жалоб». Кстати, книги жалоб во многих заведениях не оформлены по закону: страницы не проштампованы, не пронумерованы. Вырви такую жалобу – и все опять чисто.
В другой раз мне принесли пиво, в котором плавала муха. «Сейчас», – сказала в ответ на мое недоумение администратор и решительно направилась (как мне тогда казалось) исправлять ошибку. Она подошла к барной стойке, взяла ложку и достала муху… а потом вернула мне тот же бокал. «И это все?!» – моему удивлению не было предела. «А чего страшного, – ответила мне сотрудница заведения. – Видите, сколько их тут? Ничего не можем сделать. И потом – она же была такая маленькая…»
«Всё перемелется,
родная…»
Впрочем, общепитовское производство во многих случаях тоже не блещет. Во-первых, не дай вам Бог повздорить с персоналом. В этом случае рискуете получить вместо майонеза плевок в тарелку – в качестве мести. Люди-то везде «наши», то есть за ответом в карман не полезут. О таких инцидентах мне приходилось слышать. Во-вторых, очевидцы рассказывают, как делаются, например, полуфабрикаты. Как мясо, сложенное на полу и потоптанное многими грязными сапогами, кидают в мясорубки (а заодно и крыс, периодически наведывающихся в подсобки за этим мясом). Как в супермаркетах смешивают свежий салат со старым или моют плесневую просроченную селедку, чтобы потом, в свою очередь, незаметно для посторонних глаз отправить ее «под шубу»…
Что же, наш общепит (или, если угодно, ресторанный бизнес) – он же по сравнению с другими странами еще очень молод. А в Ульяновске и подавно начал развиваться позднее других крупных городов. Позднее пришли к нам пиццерии, потом суши-бары, еще позже – шинки и трактиры с пивными ресторанами. Значит, все это болезни роста? Или мы все-таки имеем такой сервис, какого заслуживаем? Вечно голодный, неизбалованный и неприхотливый народ?!
София МОРЖОВА