Сколько лет Симбирску-Ульяновску? 362? 1144? 5000? Вопрос снова обрел актуальность ввиду того, что практически все республики Среднего Поволжья поспешили вслед за Татарстаном всеми путями «состариться». Есть ли шансы у Симбирска-Ульяновска не выпасть из тренда и удлинить свою историю на пяток-десяток столетий, и какие дивиденды с этого можно получить? Мы предлагаем наше собственное исследование этой проблемы. Для того, чтобы пересмотреть историю города, оказывается надо не так уж и много – предоставить в Академию Наук хоть какие-то (археологические или летописные) доказательства и получить одобрение правительства на празднование юбилея города. После этого легитимность исторических исследований оспорить в существующих условиях будет уже практически невозможно. На первый взгляд кажется, что на лицо существенная проблема – помимо поиска исторических доказательств их надо «провести» через горнило Академии, добиться заключений экспертных советов и т.д. На деле оказывается, что на идеи, связанные с «состариванием» городов, зачастую поддерживаются без лишнего шума. Причина, конечно же, бюджет, часть которого по традиции направляется на реставрацию исторических памятников. Для многих истинных любителей истории это уже достаточный аргумент. Впервые переписыванием официальной истории занялись в Казани. При этом речь идёт не о нашумевшем праздновании 1000-летия города, а о несостоявшемся 800-летии. В 70-х годах группа татарских историков при полной поддержке тогдашнего руководства республики выдвинула соответствующую теорию, уже началась подготовка к юбилею, добились и частичной поддержки Академии Наук. Если бы не одновременный выход ряда обличительных статей в академических журналах, Казани было бы сейчас «всего» немногим больше 830 лет. Но в те времена к голосу научных авторитетов очень чутко прислушивались, и «поднятие духа татарского народа» пришлось временно отложить. «Состарить» Казань как известно недавно всё-таки удалось, причём без разменивания «на мелочи», дату сделали круглее некуда – 1000 лет. Креативный подход к истории позволил освоить многомиллиардные вливания из федерального бюджета, но ещё важнее, что юбилей сыграл на пользу национальной идентичности, поставив точку в многолетнем споре между сторонниками идей Шигабутдина Марджани и официальной историографией. Проведение юбилея явно показало «кто в доме хозяин» и закрепило основы национального самосознания как особого, казанского, этноса, продолжателя булгарского. Очевидно, что при большой сомнительности исторических доказательств, провести столь серьёзный проект через ряд экспертных советов, Академию Наук и получить одобрение правительства было бы просто невозможно без поддержки с самого верха. Многим тогда казалось, что национальным республикам дан «карт бланш» на создание своих собственных «историй». Башкиры, «держащие нос по ветру», тут же решили воспользоваться ситуацией, выпустив заявление о 1500 летней истории Уфы, которая якобы до русского «переоснования» именовалась Башкорт. Подсуетились и чувашские историки – чтобы не отстать от тренда создали теорию о древности Чебоксар. Не остались в стороне и мордовские деятели, под шумок приписав к истории своего народа десяток столетий истории. Увы, все эти инициативы пока никуда дальше границ соответствующих республик не пошли – слишком надуманы и призрачны «доказательства». Впрочем, как показал пример Казани, это дело наживное, надо лишь вложиться в серьёзные исторические исследования, а уж ученые мужи обязательно что-либо откопают… В итоге среди соседей своей неприлично короткой историей стала выделяться лишь Ульяновская область. В окружении седых древностей и городов, овеянных тысячелетней славой, короткая история Симбирска выглядит, не побоимся это сказать, весьма бледно. Что такое какие-то 360 лет по сравнению с древними чебоксарцами, которые помнят ещё князя Батыя, или с уникальным Башкортом – единственным городом кочевников во всей Евразии. Тем более нам далеко до древней Мордовии, которая (цитата с форума по мордовской истории) «включила в свои пределы древних славян». Ситуацию надо срочно менять, но на что опереться? Несмотря на крайнюю сомнительность аргументации теорий национальных республик, у них есть ключевое преимущество – их народы жили (или могли жить) в соответствующих ландшафтах и 600 и 1000 лет назад. Но как быть с Симбирском – Ульяновском? Оказывается, простор для маневра есть и здесь. Недавно ульяновский краевед Николай Казаков выдвинул теорию о то, что Симбирск был основан в 866 году. В основу легли данные из «свода булгарских летописей» «Джагфар тарихы». Удивительно, но письмо краеведа, направленное губернатору и мэру, получило ход – краеведческому музею было дано поручение изучить проблему, провели и экспертное обсуждение. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что состарить город на пяток – десяток столетий не прочь и наше руководство. «Джагфар тарихы» – это летопись с неясной историей, которую большинство академических ученых считают не самой искусной подделкой, направленной на создание фундамента под особое самосознание татар и чувашей. Вот что по этому поводу пишет Юлай Шамильоглу, профессор Висконсинского университета (США): «Я полагаю, что принятая в СССР в официальной версии советской истории практика очернения имени татар и монголов, последовавшая отчасти из-за негативной интерпретации роли «татарского ига» в русской национальной истории, привела к реакции отторжения в татарском самосознании, оставила на нем своего рода клеймо. Это стало весомым основанием для отрицания татарского самосознания и для предоставления вместо него более привлекательной альтернативы – «Мы не татары, мы – булгары!» Именно в таком разрезе рассматривают «Джагфар тарихы» современные историки, уверенные в том, что это историческая фальсификация. Отсутствие каких-либо оригиналов летописи, а также совершенно детективная история её нахождения ещё больше закрепляют это мнение. В итоге к официальным историческим источникам «Джагфар тарихы» не относит из серьёзных ученых никто… Впрочем, даже если признать подлинность летописи, провести «состаривание» не получится без всё той же поддержки в верхах – для экспертов Академии Наук самым весомым аргументом являются доказательства «непрерывности существования города», а вот с ними-то в любом случае будут серьёзные проблемы. Найти-то, конечно можно всё, но вот признание доказательств судя по всему всецело зависит от особенностей региона – то, что негласно разрешено национальным республикам, вряд ли найдёт поддержку в случае, если речь идёт об обычной области… А если помечтать и представить, что «карт бланш» получен? Где искать доказательства и насколько удлинять историю? И вот тут-то можно зайти гораздо более круто, оставив позади и 1000 летнюю Казань и 1500 летнюю Уфу и даже «мордовские поселения – самые старые на Евразийском континенте» (цитата с того же форума). Пару лет назад мы выдвинули теорию, основанную на данных Велесовой книги. Небольшие исторические пертурбации (почти незаметные) позволили нам утверждать, что Ульяновску больше 5000 лет. Для подобных утверждений Велесова книга подходит как нельзя лучше. «Обретенная» также после истории, полной детективных сюжетов, эта летопись призвана создать глубокую историческую основу под славянским этносом, который преподносится в современных комментариях к Велесовой книге чуть ли ни как «отец всех наций». Подлинность Велесовой книги также вызывает огромные сомнения. Серьёзные ученые сходятся во мнении, что, скорее всего, это плод творчества русской иммиграции, «вброшенный» в нужное время в нужное место. Схожесть подачи, истории обретения и целей Велесовой книги и «Джагфар тарихы» позволяет даже проводить между этими источниками неожиданные параллели, несмотря на их явное смысловое противоречие. В общем, для фантазии пространства весьма много. Совершенно дикий по содержанию (даже для младших школьников) материал – “Ульяновску более 500 лет” перепечатал целый ряд газет и он нашёл серьёзный позитивный отклик в Интернете. По видимому, тяга к историческим сенсациям стала неистребимой – поиск глубоких корней всё чаще и чаще выходит за рамки нормальной науки, правда, домыслы и откровенная ложь сплелись в неразрывный клубок и история рискует стать лишь инструментом для решения политических и общественных задач. Это сильно пугает, поэтому лучше, наверное, оставить Симбирск-Ульяновск в покое – пусть городу всего 362 года, зато своих… Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
В. Пух
Подключите к этому историков Фоменко и Насовского, они уже писали и "доказали", что пирамида Хеопса это захоронение русских князей))) Ульяновску 1500 лет? Да как 2 пальца об асфальт.
Статист
ЦИТАТА:
Недавно ульяновский краевед Николай Казаков выдвинул теорию о то, что Симбирск был основан в 866 году. В основу легли данные из «свода булгарских летописей» «Джагфар тарихы».
Сейчас я вам расскажу, что это за книга и когда она была написана.
ЛЕТОПИСЬ — э то исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. Летопись – это писание истории текущего года, но не восстановление хронологии минувших дней.
Летописный свод «Джагфар Тарихы» был создан по приказу сеида Джагфара секретарем его канцелярии Бахши Иманом в 1680 году. В свод были включены летописи: «Гази-Барадж тарихы» (1229—1246 гг.) Гази-Бараджа, «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 г.) Мохаммед-Амина, «Казан тарихы» (1229—1246 гг.) Мохаммёдьяра Ву-Юргана, «Шейх-Гали китабы» (1605 г.) Иш-Мохаммеда и многие другие.
Таким образом, о какой ЛЕТОПИСИ 866 года можно говорить? Летопись начали писать лишь в 1229 году, а наш краевед Николай Казаков прочел в этом документе историю 866 год!
В 860 году еще и не было письменности, азбуки, чтобы написать слово "Симбирск" !
Zoviet
А вот и нет! Письменность в 866 году была ещё какая! Более того, в той "письменности" город УЖЕ ТОГДА назывался Ульяновском)))) Но и это не всё! По данным местных патриотов, хроники существования УЛЬЯНОВСКА найдены при раскопках в Египтах! Так там и написано, на пирамиде, в культурном слое 1 века до нашей эры – "Здесь был Саня из Ульяновска". А Вы говорите письменности нет!
Не врите
Не Саня там написано, а Серёга. И не написано, а выбито зубилом и клинописью. "Здесь был Серёга из Ульяновска – родины хохлов".
Все все врут!
Мне рассказывал один, Кусто его фамилия, как зовут не помню после аменозина. Он где-то нырял глубоко и там еще какая-то Атлантида вроде. Кусто собственными глазами видел подводный город, на стене которого было выложено плиткой, кажется, кафельной. "Все дороги ведут в Ульяновск". Кусто как прочитал, так к нам и попал. Мы с ним в одной палате лежали. По-моему.
Колоскова Раиса
Не попадайтесь на очередную удочку, опять нам хотят плавненько преподнести переименования города Ульяновск на Симбирск. А им всем плевать сколько лет нашему городу, у них финансисты сутками работают и мучаются над вопросом, как бы ещё с бюджета города, а лучше бы- федерального украсть деньги.
Иван Филиппов
Свод летописей «Джагфар Тарихы» даже сами татары не признают, в Татарской энциклопедии о ней намеренно не написано, чтобы не делать лишнюю рекламу фальшивке.
Эти летописи изданы впервые в начале 1990-х годов в Оренбурге, о Симбирске из этих летописей подробно писал ещё в 2005 году краевед Марянин. И всем было ясно, что речь идёт о фальсификации. Странно, что наши власти на неё клюнули…
Zoviet
Кстати, Иван, не вернутся ли нам к моему предложению за декабрь прошлого года? По теме переиминования?
Иван Филиппов
Вы имеете в виду статью о прошлом Симбирска? Дискуссия затухла тогда, а меня что-то делами на работе под завязку завалили… Как разгружусь – напишу.
Или Вы что-то другое имеете в виду?
Иван Филиппов
А-а-а-а-а-а, понял, что Вы имеете в виду не статью… Но это тем более неактуально, дорого яичко к Христову дню. Если когда опять дискуссия возникнет – я к Вам обращусь… Спасибо, что помните!