Виктор Никитин

Прокуратура Ульяновской области обобщила практику исполнения органами госвласти, местного самоуправления и внутренних дел законодательства, направленного на предотвращение насилия в отношении детей.

К сожалению, приходится констатировать, что семейное неблагополучие цветёт махровым цветом. Продолжают иметь место случаи, когда дети в семье подвергаются жестокому обращению и становятся жертвами «пьяной» педагогики. В результате бездействия чиновников подростки в течение длительного времени вынуждены проживать в социально опасной, даже криминогенной ситуации. При этом зачастую алкоголизация и деморализация родителей остаётся «незамеченной» должностными лицами до тех пор, пока не приобретёт опасные формы.

Ребенок – «крайний» в семейной драме

По статистике Следственного комитета при Генеральной прокуратуре России, насилие в семье в 80-85% случаев насаждает друг, сожитель матери, отчим ребёнка. Сошлёмся в подтверждение сказанного на конкретный пример. В Железнодорожном районе Ульяновска 16-летняя девочка неоднократно подвергалась угрозам избиения со стороны неработающего, злоупотребляющего спиртным, агрессивного отчима. Об этом было известно классному руководителю, которая, однако, информацию о грубых нарушениях прав ученицы ни в прокуратуру, ни в органы профилактики правонарушений не предоставляла. Итогом такой «работы» по защите прав девочки стало её избиение отчимом во время очередного семейного дебоша.

Как видим, детское неблагополучие не возникает само по себе, оно берёт начало, прежде всего, из семьи. Давайте спросим себя: кто у нас занимается поддержкой матерей, попавших в сложную жизненную ситуацию? Отдельные Центры погоды не делают. Между тем, как полагают эксперты, женщин надо «брать под опеку» уже на стадии развода, чтобы, оставшись без мужа, они не бросались на поиски нового спутника жизни, забывая при этом о собственном ребёнке. Возможен и другой вариант. Распалась семья, из неё ушёл отец, зачастую это происходит после рождения ребёнка-инвалида. Для матери это большая трагедия, финалом которой может быть и пьянство, и наркомания. Семейных Центров, где такая мать может хотя бы первое время пережить семейную драму, у нас, как уже сказано, по пальцам перечесть.

Между тем решение детских проблем в некоторых случаях лежит на поверхности: создание семейных детдомов, социальных деревень, патронат. По мнению уполномоченного при президенте России по правам ребёнка Павла Астахова, на всех детей по линии образования, медицины, соцзащиты выделяется столько средств на содержание, что каждый ребёнок мог бы стать миллионером. Деньги выделяются, а куда они уходят? В чём тогда заключается работа государства и муниципальных властей? Уполномоченный уверен, что часть этих денег попросту «распиливается». Причём система «откатов» отлажена даже в социальной сфере. Вот и получается, что дело не в нехватке денег, а в их эффективном расходовании.

Учитель или палач?

Возвращаясь к материалам областной прокуратуры, с горечью вынуждены признать, что насилие в отношении детей применяют даже те, кто должен сеять в их душах разумное, доброе, вечное. Речь идёт об учителях.

Не будем голословны. Приговором суда назначено наказание в виде 140 часов обязательных работ одному из преподавателей средней школы села Елховый куст Цильнинского района, нанесшему побои ученику.

По представлению прокуратуры Управлением образования Карсунского района привлечён к дисциплинарной ответственности директор Новопогореловской средней школы, не обеспечивший надлежащий контроль над работой преподавательского состава. Дело в том, что учитель русского языка и литературы избила одного из учеников … электропроводом. По данному факту было возбуждено уголовное дело.

Нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних способствует ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства возложенных на них обязанностей. Мы уже в который раз вынуждены говорить о том, что руководству Димитровградского профучилища №3 от учеников неоднократно поступали жалобы на противоправные действия двух воспитателей, которые оскорбляли и унижали детей. Позволим себе небольшое отступление. Только три процента детей покидают подобные учреждения в силу присущей подросткам романтики. Остальные бегут от казёнщины, разрухи, издевательств и насилия. Так было и в нашем случае. Трое подростков бросили учёбу и перестали жить в общежитии. Но администрация училища, Управление образования, органы опеки и попечительства, всякого рода комиссии по делам несовершеннолетних не придали этому факту ровно никакого значения. Да и как могло быть иначе, если «чиновники от детства» не появлялись в училище месяцами, условия жизни учеников не изучали, их учёбой и содержанием не интересовались. Между тем, особо заметим, речь идёт о детях, оставшихся без попечения родителей, то есть, самых незащищённых.

Власть предержащие зашевелились только после вмешательства прокуратуры. Было возбуждено уголовное дело. Воспитателю С.В. Ковбасенко предъявили обвинение в побоях и вымогательстве, воспитателю Ю.Ю.Белолипецкому – в совершении насильственных действий, причинивших физическую боль. Только радости особой от этого нет: сколько обид, унижений и физических страданий надо было пережить детям, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.

Статистические данные свидетельствуют, что детское население России каждый год сокращается примерно на 300 тысяч в год. Даже если рождаемость увеличится, то к 2025 году у нас останется всего 22 миллиона детей на 150 миллионов населения. Страшные цифры! Может быть, мы когда-нибудь придём к пониманию, что «наше всё» – это не сытое благополучие, нефть, газ, американские доллары, а дети. Именно в них залог обороны, безопасности, экономической мощи, если хотите, будущее государства российского. Страна, в которой дети не больше чем ненавистные пасынки, обречена на развал и гибель. Не опоздать бы с таким пониманием.