Маршрутки остаются самым опасным видом городского общественного транспорта. Это подтверждает статистика по дорожно-транспортному травматизму пассажиров.
Ранним утром 20 сентября на улице Радищева водитель «Газели» (маршрут № 85), не снижая скорости, проехал «лежачего полицейского». В результате 63-летняя женщина упала в салоне и получила перелом позвоночника.
14 сентября аналогичный случай произошел на Западном бульваре. 73-летняя пассажирка маршрутки №168, сидевшая на заднем сиденье, упала на пол. Несчастную с закрытым переломом поясничного отдела позвоночника увезли в больницу.
Уже в начале октября в Ульяновске по вине водителей маршрутных такси произошло два ДТП, в которых пострадали люди. В обоих случаях «Газели» столкнулись с «Жигулями», трое ранены.
В официальную сводку ГИБДД попадают лишь серьезные аварии с участием жертв. Между тем ежедневно в городском общественном транспорте травмируются люди. Статистика показывает, что самым опасным его видом по-прежнему остаются маршрутные такси. Резкие маневры, старты и торможения приводят к ударам головой, падениям.
Чаще всего для водителей такое лихачество остается безнаказанным.
По словам начальника Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Ульяновской области Сергея Чухлова, за неполные десятьмесяцев с начала года в регионе по вине водителей общественного транспорта произошло 17 ДТП. С января по октябрь прошлого года аварий было 15.
– По каждому ДТП с участием общественного транспорта, в котором пострадали люди, наше управление должно проводить проверку предприятия – организатора перевозок, – рассказал Сергей Чухлов. – Однако добраться до перевозчика с недавних пор стало намного сложнее – каждую проверку теперь мы обязаны согласовывать с прокуратурой, но оттуда все чаще приходит отказ.
Столкновение интересов заключается в том, что один надзорный орган стоит на защите субъектов малого и среднего бизнеса, а второй – настаивает на необходимости проверять перевозчиков на предмет организации условий длябезопасных пассажирских перевозок.
– Главной причиной аварий с участием маршруток является несоблюдение водителями режима труда и отдыха, а также отсутствие контроля за их работой, – говорит начальник Ульяновского УГАДН. – Шоферы крутят баранку по 16-17 часов в день. Максимальный размер штрафа для перевозчика-нарушителя составляет четыре тысячи рублей. Один из индивидуальных предпринимателей был оштрафован нами в течение года восемь раз. Что для него эти деньги, если ежедневный доход, думаю, в несколько раз больше.
В УГАДН пассажирам маршруток рекомендуют, во-первых, самим не провоцировать ДТП (разговаривать с водителем и передавать деньги во время движения), во-вторых, чаще жаловаться на нарушителей руководителю маршрута, в ГИБДД и в Управление автодорожного надзора. Номера телефонов должны быть вывешены в салоне автобуса.
Их отсутствие – отдельное нарушение. К сведению По данным специалистов по автобезопасности, сиденья в пассажирской «Газели» расположены так, что безопасных мест в ней нет. Наибольшие шансы уцелеть при серьезном ДТП имеет водитель. Входя в маршрутку, следует занимать места, в которых пассажир сидит спиной по ходу движения, или сиденье в середине салона (не у окна). Самые опасные места – спереди, все боковые сиденья возле окна, задний ряд.
Вадим Пилюков