Не стану лукавить – патриотизм во мне безвозвратно угас в 1993-м, когда орлы Баркашова с русской национальной идеей наперевес патриотично стреляли в демократов и пытались доказать, что могут отбиться от спецназа ФСБ. Отбиваться в результате духа не хватило, и они банально сдались во главе с Руцким и иными защитниками патриотического утопизма. Многие тогда поняли за графом Толстым, что патриотизм – это отвратительно и непродуктивно. В новом ульяновском представлении патриотизм – это не только не хорошо и не благородно по смыслу, напротив – слегка физиологично и противоречит естественному представлению о нормальности. Не слишком отягощая воображение, региональные чиновники пошли во след министру-администратору, которого блистательно выписал Шварц в «Обыкновенном чуде».

Помните, как он говорил о любви: «то, что вы называете любовью, это немного неприлично, довольно смешно и очень приятно». Областная программа «Роди патриота» в последней своей версии не менее цинична. Странно, что все это совпадает по времени с безуспешными поисками в стране национальной идеи, утерянной после перестройки. Понятие патриотизма в качестве национальной идеи теперь уже точно не пригодится. Для всех, имеющих даже минимальное самоуважение, в Ульяновске теперь это понятие приобрело звучание фарса. Упражняться в остроумии по поводу особых местных подходов к рождению, воспитанию и уважению патриотов – теперь становится доброй традицией. Чего стоит парафраз знаменитой и не слишком приличной эпиграммы Валентина Гафта на Михаила Козакова по поводу «мужского начала», прописанного в планах программы…

Считают, что патриотизм – это самопожертвование ради идеи. Какая идея заключена в «Неделе грудного вскармливания» и прочих пародийных мероприятиях, я не понимаю, даже если мне это все воочию продемонстрируют по телевизору.

Давайте будем реалистами. Чем для Родины готова пожертвовать женщина, получающая от нее, Родины, 140 рублей на пропитание ребенка в месяц? Чем для Родины готов пожертвовать человек, прожиточный минимум которого – его же реальная зарплата – 4 500 рублей в месяц? Чем для Родины готова пожертвовать мать, которая никогда не получит места в детском саду для ребенка без взятки (ее очередь какая-нибудь 4 325-я) и никогда не получит ни метра жилья, чтобы ее ребенок спал хотя бы в своем углу? А если чиновники опеки решат, что мать троих детей не способна их прокормить, детей у нее отнимут и поместят в приют – так в стране уже было, и она об этом знает, – какого же самопожертвования от нее следует ожидать? Ну, риторические вопросы, как известно, ответов не требуют.

По всей видимости, стремясь угодить вышестоящим, авторы программы искренне не понимают, что, паразитируя на понятии патриотизма, они это понятие низводят до полного абсурда. Если послушать их экзальтированные призывы, получается: рожайте патриотов – и будет вам счастье. Правда, в контексте остается иное. Ваши дети станут вашей личной проблемой и вашей Голгофой, вы надорвете жилы, пытаясь прокормить ваших детей, при этом мы не дадим вам ни работы, ни садика, но зато за ваши старания мы поставим вам памятник. Ваши дети будут голодать, потому что деньги мы потратим на монумент и мероприятия по чествованию вас, – вот что остается в сухом остатке после изучения новых идей. И делается это все с тем самым серьезным выражением лица (про это было у Марка Захарова, помните, «Тот самый Мюнхаузен»), с которым совершаются в мире величайшие подлости. Эти причесанные под патриотичный гламур идеи, если честно, совершенно не новы, поскольку рождение их – некий особый признак чиновного креатива.

Каюсь, что с патриотизмом у меня давно было не очень. Несколько лет назад в передаче – она была о детях, демографии и здоровье – спросил об эффективности акции «Роди патриота» ответственную сотрудницу минздрава. Ответ меня по-человечески удивил.

«Дело не в количестве, а в качестве рожденных, – ответила мне специалист по акушерству. – Дело в том, что среди рожденных детей только около 25 процентов совершенно здоровы. Остальные дети в той или иной мере больны врожденными или приобретенными заболеваниями. Следует повышать процент рождения здоровых детей, это и есть национальный приоритет».Будучи человеком непосредственным и любопытным, я задаю вопрос совершенно неполиткорректный: « Получается, если мы, предположим, родим миллион патриотов, то среди них будет 750 000 больных?» Специалист подумала и утвердительно кивнула. Выходит, что так. 750 000 больных патриотов. А оно нам надо? Получилось как-то немного вразрез – патриотов тогда призывали рожать очень интенсивно. До их воспитания и тем паче уважения творческая мысль администрации тогда еще не дошла. Теперь прокреативили до конца – и это стало по-настоящему смешно. Воспитать и уважать больного патриота, которому негде жить и нечего есть, – какая-то странная и несколько извращенная потребность, особый глумливый призыв. Трагикомическая пьеса абсурда…

Псевдопатриотическая комедия последнего времени, очевидно, дошла до естественной кульминации. Какова будет развязка – вот вопрос для догадливых. Когда абсурдность региональной инициативы по форме и по сути дойдет до Кремля, не станут ли там искать виноватых в профанации национальной идеи? Лично я, как человек здравомыслящий, участвовать в этом не собираюсь, даже на уровне обсуждения. Довольно мне патриотизма. Пожалуй, хватит.

Комментарии

Илья Гуров, председатель правления Ульяновской общественной организации «Наши»:

– С одной стороны, могу судить по своему собственному опыту: у меня есть ребенок. О каком патриотизме может идти речь, когда созданы невыносимые условия для воспитания детей. Садиков не хватает. Их могут позволить себе только люди с высоким доходом. А если денег нет – значит, иди в очередь. Моему ребенку полтора года. Сразу после рождения встали на очередь и нам сообщили, что по поводу устройства в садик нам следует обратиться в 2013 году… С другой стороны, патриотизм я понимаю, в первую очередь, как ответственность – за то, что происходит с тобой и близкими. Мне кажется, патриотизм зависит не только от властей, которые пытаются ввести какие-то свои программы, но и от людей, которые должны уметь активно отстаивать свою гражданскую позицию.

Протоиерей Иоанн Косых, ключарь Свято-Богородице-Неопалимовского кафедрального собора:

– Нужно в первую очередь воспитывать самих матерей, чтобы они были готовы не только за деньги рожать. А детей воспитывать в школе, в семье, с помощью СМИ. Патриота нельзя родить, патриота можно только воспитать.

Образование, безусловно, является частью воспитания. Нужно «образовать» человека, а не просто давать ему некую сумму знаний. Учить девочку быть девочкой, мальчика – мальчиком. Должно быть духовное воспитание, потому что бездуховный человек может заботиться только о себе. Ребенок для такого человека будет лишь обузой. К тому же у нас нет действительно твердой национальной идеи, нет какой-либо продуманной государственной политики в сфере семьи, того, над чем должно работать правительство. Следует вкладывать деньги в свое производство. Чтобы отцы занимались зарабатыванием денег, матери имели возможность воспитывать детей.

Александр Кругликов, первый секретарь обкома КПРФ:

– Заведомо сказать, родится патриот или нет, никто не решится. Но посмотрим на цифры и факты. На 1 января на территории нашего региона проживал 1 298 600 человек, и это 11-я позиция из 14 субъектов ПФО. Коэффициент естественного прироста является отрицательным – минус 5,4. Вопросы по улучшению демографической ситуации должны решаться комплексно. Для решения демографических проблем должна быть продумана социально-экономическая политика. А что мы видим сейчас? Если бюджет скудный и его не наполнять за счет развития производства, если за бесценок распродавать собственность, то никогда не будет хватать денег на решение жилищных проблем. Закрываются больницы (так, в Барышском районе не осталось ни одной участковой больницы), фельдшерские пункты, нет нормальных дорог и «Скорая помощь» не может добраться до отдельных населенных пунктов…кстати

Кстати

«Patriotism is the last refuge of a scoundrel» – «патриотизм – последнее прибежище негодяя». Это не осуждение патриотизма как такового, а призыв критически относиться к тем, кто причисляет себя к патриотам, судить по делам, а не словам.

www.narodna.pravda.com.ua

В тему

Патриотизм – последнее прибежище негодяев. Это высказывание приписывается Самуэлю Джонсону – британскому писателю. Джонсон произнес эту фразу на вечернем приеме 7 апреля 1775 г.

Джеймс Босуэлл – близкий Джонсону британский писатель, который, собственно, и обнародовал это высказывание, пояснял, что Джонсон имел в виду фальшивый патриотизм. Вероятно, его высказывание было адресовано тогдашнему известному британскому политику из партии «вигов» Эдмунду Бёрку. Это был достаточно прогрессивный политик, предшественник либералов, славившийся незаурядными ораторскими способностями, которые широко применял для критики короля Георга Третьего. Однако немало людей считали его демагогом и, как сказали бы сейчас, политиком, применяющим приемы манипуляции. В очерке «Патриот» (1774) Джонсон пишет:

«Патриот – всегда и обязательно любит народ. Но даже этот признак может обмануть нас. Народ – это очень разнородная и неоднозначная совокупность богатства и бедности, мудрости и глупости, хорошего и плохого. Прежде чем мы присвоим человеку, который заботится о народе, титул патриота, мы должны рассмотреть, на какую часть народа он обращает свое внимание. В пословице говорится: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Если кандидат в патриоты старается привить правильные взгляды людям высокого уровня, а через их влияние руководить людьми нижнего уровня; если он общается преимущественно с людьми мудрыми, умеренными, законопослушными и добродетельными, его любовь к народу может быть искренней.»…«Никто не может считаться любящим свою страну за умение жарить быка, делать обувь, за посещение митингов или членство в клубе. Он может быть душевным приятелем среди пьяниц, легким в общении джентльменом среди трезвых мастеровых, но он должен иметь какие-то более важные отличительные особенности, прежде чем считаться патриотом».

Олег САМАРЦЕВ