Привыкли мы не чувствовать раскаянья И, будто бы, не ведать, что творим, В попытках рушить всё до основания, А, зачастую, даже вместе с ним

Э.СЕРВУС

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля дано ёмкое определение понятия разруха, означающее по смыслу не только ломать, уничтожать и разорять. В понимании русских людей разруха это ещё и конец миру, согласию, дружбе. Не случайно вражда и война воспринимались предками нашими как самое жуткое проявление разрухи. «Сами меж себя разруху творят»,- констатировали летописцы с горечью, глядя на междоусобицу на русской земле. И вот вновь лжемудрость безумия, выдаваемое то за «перестройку», то за «рыночные реформы» и «прорыв в цивилизованное сообщество «золотого миллиарда», всё разрушает, не созидая ничего.

Не просто страну сломали, социализм и Советскую власть порешили, мир, согласие и дружбу порушили, но и на саму жизнь покусились. Меньше нас стало за годы «великих преобразований» Ельцина-Путина. И дальше с каждым годом будет всё меньше. По иному при их правлении и быть не может, ибо разруха одна от них.

Впрочем, не одна разруха. Ульяновск провозглашён почти европейской столицей. Он уже почти в одном ряду с Парижем и Веной, Берлином и Римом. Об этом мечтает губернатор. Эту идею реализует новоиспечённый мэр областного центра. Это региональный проект «медвежьей партии». Разве лжемудрые уже не превратили наш город в «культурную», «авиационную» «столицу России», не обучили чиновников «англицкому» языку и не привили им устойчивые навыки не брать взятки? И не важно, что самолёты не производятся, что чиновники даже русского языка не ведают, а взятки берут и воруют десятками миллионов и культуру нашу они же представляют в ближнем и дальнем зарубежье, катаясь туда на народные деньги.

А на общероссийском уровне кто реализует неизвестный никому «план Путина», удваивает ВВП, преодолевает кризис, какового никогда не было, и быть не могло в СССР? Это всё они -правящая партия обожаемых в народе чиновников, олигархов и капиталистов.

Столица должна выглядеть как столица. Москва – столица российского государства. Управлял ей много лет, конечно же, мэр из «Единой России». Правда, ныне Лужкова обвиняют во всех тяжких, благодаря которым его супруга, г-жа Е.Батурина, стала членом клуба долларовых миллиардеров и её фирма владеет кое-чем и на ульяновской земле. Власть и бизнес в столице России повязаны друг с другом настолько, что воспринимаются как единое целое. За кольцевой дорогой и чем дальше от Москвы – размах не тот, но процесс сращивания капитала с криминалом во власти аналогичный. Схемы работают одни и те же. Работают они и в Ульяновске. А вокруг…

Не столь давно группа сотрудников аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области, представитель природоохранной прокуратуры, журналисты вместе с депутатом-коммунистом А.Кругликовым побывали едва ли не во всех населённых пунктах Сенгилеевского района. От того, что увидели они близ будущей «столицы Европы», любой европеец, будь он немцем, шведом или даже греком, лишился бы дара речи, чтобы из вежливости не возражать губернатору С.И.Морозову. В деревне Смородина, где нет уже давно никакого производства, не осталось ни одной коровёнки, но живут наши люди, имеется лишь то, что даровал господь Бог: удивительная природа, чудный воздух и пока чистая родниковая вода. Школы и детсада нет, как нет и детей. Газа нет. Улицы без освещения. Магазина тоже нет. Вокруг многочисленные свалки. Рядом ” пруд и богатейшая заимка с угодьями, принадлежащие крупному предпринимателю из областной столицы, которая вот-вот станет «европейским городом».

Совсем недалеко от этого благодатного места, куда зимой и скорая помощь с МЧС в случае пожара добраться не в состоянии по причине того, что наречённое дорогой не всегда чистят, находится Кучуровский карьер. От производственных объектов на нём почти ничего не осталось. Всё здесь, как после гитлеровского нашествия. Изуродовали землю, строения значительной частью разрушили, не провели никакой рекультивации и оставили всё это в назидание европейцам как не надо жить. Власти, похоже, и в этом случае нет дела ни до людей, ни до природы. Они руководят.

Едем дальше. Разбитая дорога разделила надвое огромное село Артюшкино, в котором более 600 дворов. В нём живут, точнее – доживают свой век, сотни земляков обитающего почти в европейском городе С.И.Морозова. Каждый день они все с вёдрами устремляются к одному единственному колодцу. И здесь отсутствуют все блага цивилизации. На улицах без дорог погасли все фонари. Нет газа. Сгорела школа. Разорён построенный в советские годы клуб. И власть где-то далеко-далеко от людей.

Не без проблем живут люди и Сенгилее – «блинной столице России», где богатых залежей ни муки, ни дрожжей и масла не наблюдается. В этой «столице» и с водой-то беда. Всё лето нечем было напиться, полить сады и огороды. Значительная часть колонок не функционируют и сегодня. Щедрая власть при этом усердно взялась за продажу частным лицам… берегов от Волги. Новые хозяева жизни возвели заборы, порубили зелёные насаждения, ограничили доступ населения к великой русской реке. В дело была вынуждена вмешаться природоохранная прокуратура. А где же власть? А она торгует, и руководит губительным процессом.

После встречи с этими самыми руководителями довелось побывать и там, куда пришёл крупный инвестор (фирма «Мордовцемент»). В посёлке Цементный завод обладатели денег, желающие ещё больше денег, развернули крупномасштабные работы по модернизации существовавшего в этом населённом пункте почти сто лет предприятия. Радоваться бы, но… Местным жителям места в рядах строителей не нашлось. Толпы турок, таджиков и иных бедолаг, покинувших свои семьи в краях далёких, двигались со строительной площадки в посёлок. Местные вынуждены, в свою очередь, тоже искать счастья на стороне. Кто то – в Ульяновске, а иные – на Северах. Инвесторы потребляют для производственных нужд весьма не дешёвую воду, которую с окружающих холмов поставляют в ограниченном объёме и в Сенгилей, и жителям Цементного завода.

И кругом разруха. Разваливающееся жильё, отсутствие работы и обилие других проблем, которые не спешит решать никакая власть. Она вспоминает о людях, как правило, в самый канун выборов и забывает о них сразу после дня голосования. Потом начинается очередной передел собственности, ещё не разграбленного народного добра, раздача «хлебных» мест, появляются «инвесторы» и турки, которые обитают или в Азии, или в Европе. Теперь они устремились в Россию. Поэтому и Ульяновск вот-вот превратится в Стамбул. Правда не современный, а времён, описанных М.Булгаковым в романе «Бег», с борделями, эмигрантами, бандитами и полицией. Куда идём? И доколе?

Антон Степанов