Как мыльный пузырь, лопнул очередной пиар­проект губернатора Сергея Морозова о строительстве в Ульяновске завода по производству сверхлегких реактивных пассажирских самолетов под брендом Eclipse 500.

В феврале 2008 года в Ульяновске состоялось великое торжество: прибывший сюда из Москвы председатель Счетной палаты Сергей Степашин, в присутствии местных руководителей и журналистов, заложил первый камень в фундамент нового завода по производству сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500, инновационный проект которого усиленно продвигала в России за последние несколько лет американская компания Eclipse Aviation Corporation, созданная в 1996 г. на деньги владельца Microsoft Билла Гейтса.

Среди собравшихся скромно притулился председатель совета директоров этой компании Рул Пипер, выходец из Голландии и вроде бы швед по происхождению, говорят, потомок самого графа Пипера, который был премьер­министром при дворе короля Карла XII. Вместе со своим партнером Даниэлем Болотниковым (американцем русского происхождения и тоже, говорят, из аристократического семейства) Рул Пипер до этого уже был известен у нас в стране своими инновационными проектами по переводу сочинского транспорта на водородное топливо к Олимпиаде­2014 и по добыче в Иркутске каменного угля для переработки в бензин. Эти проекты россияне отмели как фантастические, больше смахивающие на авантюру. Однако за Eclipse 500 зацепились. И ни где­нибудь, а в Ульяновской области, которая из года в год, с подачи губернатора Сергея Морозова, будоражит Кремль амбициозными инициативами.

Еще бы! 800 самолетов в год, сотни рабочих мест, 1 миллиард налоговых поступлений в местный бюджет.

Правда, с какого боку здесь оказался Сергей Степашин и аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин (бывший спикер нашего ЗСО) – вопрос из вопросов? Ибо, по идее, их задача ­ контролировать финансовые потоки бюджетных средств России, а не лоббировать интересы иностранных фирм. Так или иначе, но на торжестве главный счетовод страны заявил, что проект Eclipse 500 – это ноу­хау, сделанное коллегами Билла Гейтса, которое он, Степашин, берет под свой личный контроль.

Увы! «Личный контроль» председателя Счетной палаты, как потом выяснилось, оказался довольно слабым. Уже через несколько месяцев Eclipse Aviation объявила о своем банкротстве. Ее акционеры (включая Билла Гейтса) потеряли при этом $1,6 млрд., а наш Связь­банк ­ $150 млн. В будущий ульяновский авиазавод планировал вложиться $205 млн. также наш Внешэкономбанк, но вовремя одумался и денежки отозвал. И правильно сделал, ибо на руководителей Связьбанка сегодня ($150 млн. – это не шутка!) заведено уголовное дело.

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак так прокомментировал провал проекта Eclipse Aviation: «Это была великолепная инновационная афера». По его словам, Eclipse 500 раскручивали как первый доступный реактивный самолет за $1 млн. (хотя дешевле $2,5 млн. быть не может, столько он потом и стоил). И «разжиревшие финансисты», которым хотелось гонять на самолетах, а не на машинах, клюнули ­ Eclipse собрала колоссальное количество заказов, под которые назанимала денег в банках.

Конвейерную сборку так и не запустили (ее вообще не бывает в самолетостроении), начались отмены заказов и сокращение штата на авиазаводе в США, продолжает Рыбак.

В начале 2008 г. контроль в Eclipse можно было купить не только за $150 млн., а за $1, заключает он. СП «Промышленных инвесторов» и «Каскола» класса Very Light Jets (т. е. отставала на год от Eclipse) за $10 млн., напоминает Рыбак.

Кто­то может возразить, мол, сколько экспертов – столько и мнений. В связи с глобальным кризисом, дескать, пострадала вся мировая экономика. Но вот еще одно мнение авторитетного российского эксперта, руководителя проекта авиатакси Dexter «АвиаМенеджмент Груп» Евгения Андрачникова, который, комментируя планы ульяновцев – начать производство самолетов уже с ноября 2008 года, обращает внимание на то, что создание завода по производству «Эклипсов» началось в США в 1996 году, а первый сертифицированный самолет был выпущен там лишь в середине 2007­го!

В этой авантюрной истории больше всего удивляет тот факт, что на начало 2008 года, как мы видим, Eclipse Aviation уже была на грани банкротства, а в Ульяновске торжественно закладывали эфемерный завод.

Ну, ладно, банкиры – у них свои заморочки! Но наши­то ульяновские «спецы» по инвестициям, включая того же Дмитрия Рябова, нынешнего главу Корпорации развития Ульяновской области, а на момент создания предполагаемого авиазавода – заместителя губернатора по инвестиционным проектам, ­ они что – не имели ни глаз, ни ушей, ни серого вещества в голове?

И вообще – чем руководствуются в региональном правительстве при определении приоритетных задач по развитию Ульяновской области?