Чиновники не спешат докладывать начальству о предлагаемых им взятках.

В последние годы в Ульяновской области предпринимается немало усилий для создания системы по борьбе с коррупцией. Но насколько эффективно она выстроена и не является ли формальностью, не работающей на самом деле? Пока отдельные ее части выглядят именно так.

В этом году сначала в мэрии, а потом и в облправительстве были приняты примечательные документы. Суть их в нескольких словах можно изложить следующим образом: чиновников городской администрации и сотрудников аппарата облправительства эти решения обязали о каждой предложенной им взятке докладывать своему начальству – мэру и губернатору. Каждый такой доклад должен фиксироваться в специальном журнале, и по факту случившегося должна проводиться проверка. Ее результаты в зависимости от ситуации могут быть переданы в правоохранительные органы для возбуждения соответствующих дел.

Схема получалась красивая – борьба с коррупцией была поставлена на контроль самых высоких начальников, которым подчиненные обязаны были незамедлительно сообщать «о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений», а если служащий при этом находился вне рабочего места, ему было позволено беспокоить начальника любыми доступными средствами, лишь бы сообщить ему о попытке подкупа. Ну и как вы думаете, сколько раз за несколько месяцев, прошедших с момента принятия этих документов, пришлось главе города или губернатору отрываться от важного совещания и работы над бумагами, когда к ним влетала обрадованная секретарша, или даже просыпаться посреди ночи от неожиданного звонка с таким долгожданным сообщением: «Предложили! Записывайте скорее!»?

Увы, пережить подобный незабываемый опыт, как выяснил «СК», нашим руководителям не пришлось ни разу. На наши запросы в мэрию и облправительство из обеих инстанций пришли ответы о том, что никто так и не рискнул подкупить ульяновских чиновников. По крайней мере, в заведенных и в мэрии, и в облправительстве журналах для ведения реестра взяток страницы до сих пор остаются девственно чистыми.

Возможно, кто-то не захочет верить в искренность чиновников и предположит, что предложениям они все-таки порадовались, и достаточно бурно, а вот перенести свои эмоции на страницу специальных журналов не рискнули. Но как можно не доверять людям, которые абсолютно честно рассказали о своих доходах и имуществе, да еще и об имуществе своих супругов и несовершеннолетних детей вышестоящему начальству?

Напомним, возможность впервые честно рассказать о том, на что они живут и чем владеют, чиновникам была предоставлена весной этого года. С нового года вступил в силу закон, обязывающий государственных и муниципальных служащих раскрывать информацию о доходах и имуществе их семей. Федеральный закон предусматривал еще и публикацию этой информации, но местные – областные и городские – чиновники пока обошлись только предоставлением справок начальству. Справки же эти, по закону, подлежат проверке.

И, судя по информации из мэрии и облправительства, все чиновники сообщили самую что ни на есть правду. По крайней мере, ни одного факта того, что какой-то служащий забыл сообщить о владении домом, или машиной, или капиталом в банке, не установлено. Более того: даже подозрения в адрес служащих ни у кого не возникло – ни одной проверки по содержанию их отчетов о доходах и имуществе ни в городе, ни на уровне области проведено не было.

Тут, правда, необходимо небольшое уточнение – подозрения в адрес чиновников могут высказывать только правоохранительные и налоговые органы, политические партии, общественные объединения и Общественная палата области. Остальным чересчур подозрительным гражданам доверия нет. «Другие основания не могут являться основаниями для проверочных мероприятий, поскольку государственные гражданские служащие несут дисциплинарную ответственность за достоверность представляемых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», объясняется в информации облправительства. Вопрос о том, откуда могут возникнуть подозрения, если информация о доходах чиновников не публикуется и дальше кабинетов их начальников не уходит, тоже, видимо, стоит оставить без внимания.

Коррупцию среди государственных и муниципальных служащих, видимо, стоит считать практически искорененной.

Хотя, по официальным данным, в прошлом и позапрошлом годах в регионе было поймано 68 чиновников-взяточников.

Лидия Пехтерева