О чем думает пчеловод, когда заводит пчел? Конечно, в основном о материальной выгоде. Постепенно шаг за шагом начинающий пчеловод познает премудрости, накапливается опыт. С течением времени дело начинает приносить ощутимый доход. Главная задача, ради которой заводилось дело, выполнена.

Но вот что странно: человек, познавая пчел, одновременно познает законы природы. Включаются эмоции, занятия пчеловодством приобретают душевный оттенок. Пчеловод не только понимает пчел, но он чувствует их, становясь как бы частицей природы. Он начинает понимать, что до этого он не жил, а существовал. С течением времени меняются цели в жизни, погоня за прибылью уступает место духовности. Приобретается спокойствие, появляется способность созерцать и размышлять. Пчеловод уже не представляет свою жизнь без пчел, без природы. Его тянет на пасеку всегда.

Николай Иванович Володин родился и вырос в селе Тияпино Инзенского района.

– Я всю жизнь здесь. За исключением 5 лет. Два года в армии служил, да три года в Саранске был. Я бы ни за что не уехал, да родители настояли: «Ищите место лучше». Так я попал в Саранск. Три года прожил там. Хотя нет, не прожил, скорее промучился, как на зоне. Я же деревенский человек.

В Саранске Николай Иванович познакомился со своей второй половиной. А в 1984 году молодая семья переехала на родину мужа, в Тияпино. Валентина Николаевна сидела в декрете с маленькой дочкой. А Николай Иванович пошел работать в местный колхоз трактористом.

– Около года проработал. Как-то наш сосед, Гаврилков Сергей Кузьмич, предложил мне идти работать на колхозную пасеку. Там тогда пчеловодом была тетя Нюра. Ей уже 60 лет было в ту пору. Она хоть на пенсию уже вышла, но продолжала работать. Так вот, чтобы пасека не развалилась, мне и предложили идти к ней учеником.

Около года проработал Николай Иванович помощником у тети Нюры. Всем премудростям она его обучала. Через год Володин на отлично закончил курсы пчеловодов в Ульяновске и принял пасеку. И вот уже 25 лет с пчелами не расстается.

– И я с ним работала помощником пчеловода, когда была в декретном, -вспоминает Валентина Николаевна. – Вторую дочь родила. Его родители с ней сидели, а я к Николаю на все лето помощником пошла. Работа тяжелая, конечно. И стаскивать, и вытаскивать, из зимовника, в зимовник. Фляги с медом, а в них ни много ни мало 53 килограмма, одна таскала. Сейчас уже себе этого не представляю. А тогда молодые были, сильные.

В 90-е годы развалился колхоз, надо было думать, что же делать дальше. И Николай Иванович развел уже свою собственную пасеку. К тому времени семья уже переехала в собственный дом. Тот самый, в котором жила тетя Нюра. Сделали надворные постройки, посадили яблоневый сад.

– У меня всегда мечта была – большой сад и пчелы. Соседи говорили, что ничего не получится. Дело в том, что там болото, и никакие деревья не растут. Но мы высадили 14 яблонек. И всё у нас получилось. Вот уже 20 лет здесь живем. И сад разбили и пасеку.

У Володиных три дочери. Старшие уже замужем,

живут отдельно и осчастливили родителей внуком и внучкой. Третья дочь, Катя, учится в 11 классе Тияпинской средней школы. Умница, отличница. По окончании школы собирается поступать в университет.

– Она продолжает мое дело, – с гордостью говорит Николай Иванович. -У меня и дочь, и жена могут за пчелами присмотреть, рой снять, если меня нет. Летом с пчелами нужно быть постоянно. С утра до 2-3 часов дня никуда не уходить. Поэтому если меня нет, все здесь бегают, смотрят рои по яблоням. Жена, конечно, высоко залезть не может, а дочь по лестнице залезет, достанет аккуратно. Они мне очень помогают.

Два года назад у Володиных пропали пчелы.

– Ставишь гнезда на зиму, потом смотришь: пчел нет. Они просто пропали, исчезли, только пустые рамки. Как эпидемия какая-то. Наш главный районный врач по пчеловодству Баранов даже ездил в город Рыбинск. Есть такой город под Рязанью. Там единственный в России институт пчеловодства. Но ответа, почему пчелы пропадают, так и не получил.

Такая ситуация случилась не у меня одного, по селу много пчел пропало. Вот тогда-то я и обратился в Россельхозбанк. На семейном совете было решено взять кредит на закупку пчел, потому что хозяйство у меня держится на пчелах. Есть, конечно, корова и несколько свиней. Но это чтобы в доме было все. А продукция пчеловодства дает основной доход. Поэтому и пришлось взять кредит, за что очень благодарен Россельхозбанку и лично управляющему допофисом Мизинову Евгению Александровичу. Без пчел я вообще жизни не представляю. Если человек начал заниматься пчелами, то это навсегда, до конца жизни.

– Я наши места называю сказочным раем, – говорит Николай Иванович. – Особенно весной, когда всё цветет, благоухает. Не надо мне ничего, никакого города. Лучше Тияпино, лучше Суры ничего нет для меня. Это мой мир, это всё мое. Это моя родина!

Ксения Гордеева