Есть в Ульяновске активный человек Владимир Воронин. Долгое время он атаковал меня лично критикой работы Правительства в призме того, что я «советник», посему «власть», которая во всем естественно виновата. Я отписал ему письмо в котором вежливо объяснил, что масштабы моего «влияния» мягко говоря преувеличены и прямого отношения к работе «власти» я не имею. Владимир на некоторое время в мой адрес замолчал, но вскоре конспирологические разоблачения Ежова-Улпрессы, которые «в сговоре с властью» возобновились, что любой желающий может время от времени наблюдать в комментариях. Закончилось всё таким вот спорным юмором (см внизу), причём шутка Владимиру так понравилась что он стал её периодически повторять в ЖЖ-комментариях.

Я Владимиру благодарен. Он показал характерный пример того распространённого увы случая, когда в основе современной российской политической и общественной активности лежат личные неврозы. Обратите внимание, человек просто не может вести диалог, он никого не слышит. В основе его активности лежит жесткая и абсолютно закрытая установка. Я против. Я добро, а некая «власть», большой Другой – зло. «Ад это Другие». В самом поверхностном психоаналитическом раскладе здесь конечно нерешенные проблемы с мужским началом и ролью (в детстве) Отца. Конфликт с ним выражается на фоне общей инфантильности, неспособности выйти за рамки виртуального (которое конечно же женское, расплывчатое, жидкое, безопасное и уютное). Иногда такие «бунтовщики», люди с похожим психотипом, бойцы с остальным миром могут вокруг чего то организовываться и тогда они превращаются в некое подобие закрытой группы. При наличии хоть какой харизмы они бывают социально опасны, при ее отсутствии (что в наше время почти в 100% случаев) ограничиваются «протестным», разоблачительским флудом, часто анонимным. При вливании сторонней интенции (частного интереса) их бывает, «собирают под знамена». Тогда получается Клиника. Типаж этот странен, с характерным габитусом. Для того чтобы почувствовать себя «вождями» и «борцами» им бывает достаточно пары сотен читателей блога или возможности проспамить блог Президента скажем. Весь этот флуд в целом безопасен для любой Власти, интереснее что в ходе информатизации он становится средой, которой учатся откровенно манипулировать. Последнее время проницательные люди стали этот процесс как то подмечать, вот скажем, что буквально сегодня отписал Надточий:

Это особый род резонерства, и он – одна из ключевых стратегий в русской сети. Рефлекторная деятельность, типа как у амеб, в ответ на раздражители. Реакции легко предсказуемы и прогнозируемы. Никакого индивидуального смысла, ничего личного в таких реакциях нет. Это вообще – клетки какого-то коллективного организма, атомы, через которые передается волнами аффект. Никаких аккумуляций раздражения и никакой ясной цели в такой трансляции, по-моему нет. Разве что желание продемонстрировать свою “порядочность” и т.п. Я легко представляю себе Эйхмана, который после работы строчит такого рода возмещенные “реакции” на “медиа-события”.

Вот здесь хорошо подметили тенденцию на ульяновском материале. Процесс идет и многие склонны его переоценивать. Вдумчивые пытаются увидеть скажем, в Навальном пример так чаемой «интенсивной политики». И здесь давайте зададимся вопросом что есть блогосфера и каков реальный масштаб любых сетевых кампаний? Речь, причем, даже не о масштабе «медийности» и «резонанса». Речь о реальном бытийном наполнении а значит и объективном потенциале этих процессов и движущих сил. Приведу ещё одну большую цитату:

«Возможна ли порча логики у людей с рациональным мышлением и как она достигается? Легче всего разрушение логики и манипуляция достигается в сознании, которое рационально в максимальной степени. Наиболее чистое логическое мышление беззащитно в наибольшей степени. То мышление, которое “армировано” включениями иррациональных представлений, гораздо более устойчиво. (Пример. Среди обманутых вкладчиков АО “МММ” психологи и социологи провели исследования, поскольку это был в своем роде эксперимент и рекламная компания была сделана по всем канонам западной рекламной науки – манипуляции сознанием. Итог: Среди москвичей большая группа – 7 % убедили снести и сдать свои деньги без всякой надежды получить их обратно. Но даже после этого 75 % из них “верят Сергею Мавроди” – и его избирают депутатом парламента. Среди обманутых вкладчиков 67 % – служащие, 9 % – коммерсанты (все это в основном бывшие интеллигенты), и 6 % – рабочие. Остальные – пенсионеры и безработные, которые по типу мышления распределяются в той же пропорции. Таким образом, соотношение интеллигентов и рабочих 13 : 1. И это при том, что вся реклама ориентировалась на Леню Голубкова – простоватого рабочего)».

Государственный университет управления В.Ф. Новиков Лекция (фрагмент)

Сегодня тот же самый психотип, как бы образованного и все обо всем знающего человека представляет из себя типаж среднего «блоггера», участника кампаний в сети, обвинителя всего и вся и борца с любой «властью», а на деле очередной жертвы очередного МММ. Вся эта «борьба» – на глубоком уровне фрустрация, попытка уйти от реальной деятельности, реальной борьбы. Виртуальное вообще в очень большой степени существует как неспособность реального. В Древней Греции и оттуда в Европе до позапрошлого буквально века правом политического голоса мог обладать только взрослый мужчина, что то в своей жизни сделавший и несущий за что то ответственность (барьер имущественного ценза). Право никчёмно флудить слухами в узком кругу было, конечно у всех, оставаясь в своём никчёмном праве и статусе. Сейчас откровенной спамер может надуть из себя «фигуру» просто сидя на кухне. Это имеет право быть как одна из издержек глобальной информатизации, но давайте не будем этот процесс переоценивать. А про необходимость взрослого, ответственного, мужского в политике поговорим как-нибудь отдельно. Тоже интересная тема.