Иду, как-то на рынок – стоят две тачки. Знаки аварийной остановки, битые стекла, хозяева с лицами зомби – ДТП. Знакомая ситуация. Иду с рынка через час – стоят. Иду еще через час по делам той же улицей. Машины стоят – хозяева сидят в машине, будто ждут самолета в пургу. Ни сотрудников ГИБДД, ни аварийных комиссаров. В общем – как обычно. А день выходной. Машин мало. Аварий, стало быть, тоже меньше. Где все комиссары с инспекторами? Не знаю. Зато точно знаю, что потом хозяевам «поцеловавшихся» авто придется долго бегать по страховым компаниям, экспертизам, станциям обслуживания и ремонта, а потом, возможно, по частникам, которые в гаражах устранят последствия «поцелуя» более качественно и дешевле чем в сервисе. В общем, знают это и участники столкновения.

Владимир Коршунов

А потому и лица у них, хоть чай заваривай. Ладно, еще машинки – так себе: «семерка» с «восьмеркой». А вот были бы «мерсы» или «пыжики», а еще круче – «мерс» и «копейка», вот тут уж точно, кто-то бы «попал» на приличные деньги и совсем неприличные нервные траты. И никакой полис ОСАГО бы не помог.

А, кстати… Знаете вы, что с 1 января полис ОСАГО подорожает вдвое? Об этом сообщило агентство «РИА Новости» со ссылкой на газету «Труд». Корреспонденты газеты выяснили, что Министерство финансов предложило увеличить предельный размер страховых выплат по обязательному автострахованию при упрощенной схеме оформления убытка с 25 до 50 тысяч рублей. А лимит выплат за ущерб жизни и здоровью граждан — с 160 тысяч до 500 тысяч рублей.

Представители Минфина считают, что поправки должны сделать проще разрешение конфликтов автовладельцев при небольших столкновениях на дороге. Ведь теперь, если ущерб от аварии не превышает 50 тысяч рублей, можно не вызывать ГИБДД, а решать вопрос самостоятельно. То есть в ситуации, описанной выше, незадачливые водители , ни кого бы не ждали часами, а уже давно бы договорились и разъехались.

Правда, представители некоторых общественных организаций, связанных с защитой прав автовладельцев (к слову, как и я лично) в заботу авторов поправок о гражданах верят слабо. Например, глава столичного отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев заявил журналистам, что на жизнь автовладельцев, кроме как повышением стоимости полиса ОСАГО, новый порядок никак не повлияет. «На деле в страховых компаниях без справки от инспектора ГИБДД все равно ничего не докажешь». И с этим трудно не согласиться.

Вой страховщиков, что они просто разорятся, без повышения стоимости ОСАГО слышен по всей России давно. Да и пусть бы разорялись. Какое мне до этого дело. Но в Минфине к плачу страховщиков почему-то прислушиваются регулярно. Ставки растут. Терзают меня весьма не смутные подозрения, что и Госдума не всегда бескорыстно голосует за эти повышения. Попахивает лоббизмом. Да, правда, что 70% водителей поздно или рано попадают в ДТП. Ну, а тех, кого Бог миловал, почему их регулярно заставляют платить все больше и больше? Есть, конечно, небольшая скидочка «за стаж безаварийной езды». Но именно, что небольшая, даже смехотворная. И на деле те, кто ездит аккуратно (плюс повезло) регулярно оплачивают дорожные «шалости» тех, кто ездить вообще не умеет, либо правила игнорирует. Может быть, и повышать стоимость обязательной страховки надо было бы именно для тех, кто без ДТП прожить не может. Чем чаще, тем больше. Но кто будет заниматься этими расчетами? Зачем? Есть же Минфин, Госдума, которые за всех и подумают, и на всех стоимость раскидают поровну.

Я бы еще мог понять, что часы ожидания и беготня по инстанциям в случае удорожания сократились, но… Нет, не верю. Не верю и в то, что без сотрудниках в погонах мелкие аварии теперь обойдутся, а значит и заторов на дорогах станет меньше.

В завершении один эпизод из собственной практики. Друг утром не пришел на работу. Через час звонит:

– Я попал в ДТП. Вызови ГАИ.

– А ты, что сам не можешь?

– Звоню уже полчаса – ни кто трубку не берет.

Ну, поговорили, что, да как, где именно. Звоню в ГАИ – тишина.

Через дежурную часть все-таки вышел на сотрудников ГАИ.

– А почему он сам не позвонил?

– Так дозвониться невозможно.

Потом спросили еще раз: где именно произошло ДТП и подвели итог:

– Врет ваш друг! Там прямой участок, ничего случиться не могло…

Короткие гудки.

Я все-таки дозвонился «куда надо». Правда, пришлось использовать служебное положение, говорить, что я журналист, где работаю и т.д. Через энное количество часов «сотрудники» были на месте. Потом друг бегал по страховым компаниям. Ждал «решения», а потом еще больше компенсации, которая ни как не учитывала утраты товарной стоимости автомобиля. А потом ходил по гаражам, договариваясь с дядей Петей и дядей Мишей о рихтовке и покраске, так как в сервисе, полученных средств, хватило бы, разве на замену фар и бампера, что он и сам мог бы сделать.

Но главное даже не в этом. Если бы товарищ остался после столкновения на месте аварии, как того требуют правила, выставил аварийный знак и стал ждать… Ничего бы он не получил, поскольку виновник ДТП оставаться на месте и не собирался. Друг, плюнув на правила, поехал за ним и задержал сам на ближайшей заправке. Повезло, если в этом случае можно так сказать, что тот, кто совершил столкновение был прилично пьян и с правами у него уже была на тот момент какая-то «заморочка».

Говорят, надо было номер запомнить. Но, не кто не уточняет как: после удара в плотном потоке, да еще когда номера грязью забрызганы. В общем, как реализуются буквы закона на практике, вполне понятно. А вот какие цифры готовит нам закон об ОСАГО, скоро официально узнаем. Надо же и страховые компании поддержать и тех, кто пьяный за рулем и «ни дня без ДТП» тоже. Они одни за всех остальных платить не могут и не хотят.