Несколько лет назад ульяновские учителя и другие работники бюджетной сферы постоянно оказывались в унизительном положении, когда бюджет не платил им зарплату. Сегодня ситуация с учителями выровнялась, зато в тяжелейшей ситуации оказалась другая категория работников образования – преподаватели техникумов и колледжей.

Дело в том, что в большинстве учреждений среднего профессионального образования сегодня не набираются группы студентов. В результате у преподавателей маленькая нагрузка — и маленькая зарплата. Многие преподаватели техникумов и колледжей в 2010 году — в частности, по нашим данным, преподаватели строительного колледжа – получают зарплату на уровне прожиточного минимума и ниже.

Почему это происходит? Во-первых, по преподавателям бьет «демографическая яма» – результат того, что из-за нестабильности в России в начале 90х годов рождалось мало детей. Сегодня наконец наступило то время, когда эти дети пришли бы учиться — но их нет, и у преподавателей нет нагрузки.

Во-вторых, большая часть молодежи предпочитает идти в вуз, а не в техникумы и колледжи. В те годы, когда абитуриентов много, и вузы и ссузы набирают свою аудиторию. Но когда, как сейчас, наступает кризисный год — ссузы терпят бедствие.

На первый взгляд, причины кризиса отрасли — объективны, спросить не с кого. Но и «демографическая яма», и поголовное стремление молодежи к высшему образованию — следствие государственной политики и состояния страны. Например, почему молодежь не идет в ссузы? Потому что она знает свои перспективы. Со средним образованием сложно найти работу, так или иначе придется получать высшее, не сейчас — так потом. Здесь играет свою роль общественное мнение, что высшее образование во всех отношениях лучше среднего, а среднее — удел «середнячков». И это мнение не было вовремя замечено и скорректировано государством. На экономике же повальное стремление к высшему образованию сказывается плачевно.

Кроме того, в России Министерство образования не только долгие годы предпочитало не замечать, что каждая семья стремится любой ценой пристроить своего отпрыска в вуз, но и поддерживало перекос между высшим и средним образованием. В этом легко убедиться, сравнив привлекательность среднестатистического вуза и ссуза по любым критериям. В высших учебных заведениях — хорошее качество образования, хорошая библиотека, организованный по разным направлениям досуг студентов, те же путевки в летний лагерь. Обращение на «Вы», в конце концов. А в средних учебных заведениях? Студентов изводят дежурством, мытьем полов, ремонтом кабинетов, обязательным участием в смотрах, визитках — в их личное время или во вред учебному процессу. Библиотека снабжается по минимуму. Студенты — рабочая сила. Ни о каком собственном студенческом летнем лагере и речи не идет.

Присмотревшись к ситуации, мы убеждаемся, что со средним образованием в России явно не всё в порядке. Но почему от этого должны страдать рядовые граждане, налогоплательщики – работники образования? Они занимаются важным для страны делом — передают знания молодежи. Так почему считается возможным платить им копейки? Как они могут выжить на сумму около четырех тысяч, которая сейчас составляет зарплату многих преподавателей? Достойно ли? И им государство не торопится придти на помощь.

А ведь это тоже учителя! Возраст первокурсников в техникумах — это возраст десятиклассников в школе, поэтому преподаватели — такие же учителя. При том, что об учителях говорят высокие слова, в Ульяновске стоит памятник учителю. Памятник, за который легко заплатили такую сумму денег, какой у преподавателей техникумов теперь не накопится и за много лет.

Обсуждение здесь http://veche.su/articles/689/