Кластерная политика развития экономики регионов и России, в целом, является одной из самых приоритетных. Сосредоточение в одном месте близких по типу направлений, технологий, возможности их развития; все это дает серьёзный синергетический эффект. Сегодня в Димитровграде, на базе существующего института атомных реакторов, формируется новая технологическая платформа Росатома, которая даст возможность для получения серьезных конкурентных преимуществ в атомной отрасли ядерной энергетики на мировом рынке.

Федеральной целевой программой «Ядерная энергетика новых поколений до 2020 года» предусмотрено финансирование следующих направлений: строительство многофункционального быстрого исследовательского реактора, строительство первого энергетического прототипа стомегаватника, а также быстрого реактора на свинцово-висмутовом носителе. Все это позволит выйти на мировой рынок по производству радионуклидной продукции.

В декабре этого года начинается промышленное производство радионуклида – «Молибден 99», благодаря ему Россия будет владеть примерно 20% этого производства на мировом рынке. Сюда входит: создание тепловыделяющих элементов и сборок для реакторов нового поколения, реакторов замкнутого цикла на быстрых нейтронах, которые сегодня строит не только Россия, но и Турция, Китай. Топливные сборки для этих реакторов будут поставляться России на весь период действия этих реакторов; они будут производится, так же с участием института атомных реакторов. Сюда так же войдет разработка нового, смешанного, оксидного топлива, причем для безотходной утилизации отработанного ядерного топлива и увеличения его в энергетическом обороте. Это широкая исследовательская платформа в рамках реакторного материаловедения и безопасности атомных реакторов. Это переход работы института в режим центра коллективного пользования, где группы ученых смогут, на базе оборудования существующего института реакторов, проводить исследовательские работы по внедрению инновационных разработок в России. И еще одна задача – это получение спектра радионуклидов, которое сегодня в НИИАРе уже есть, их более 50.

Россия поставила задачу создания здесь совершенно нового, пока единственного в стране центра высокотехнологичной медицинской Радиологии. Уже идет подготовка площадки и котлована для начала монтажа и строительства центра. Это будет центр протонолучевой терапии по мощности не имеющий аналогов сегодня в мире. Здесь будет исследовательская база по доклиническому и клиническому испытанию радионуклидов, с целью их преобразования в радиофармпрепараты и строительство предприятий по их производству. Решение кадрового компонента для всей этой отрасли так же связано открытием филиала национального ядерного исследовательского университета – МИФИ. Планируется так же реализовываться проект по созданию центра подготовки и переподготовки кадров не только для атомной ядерной отрасли, но и для будущих центров медицинской радиологии, которые после Димитровграда планируется построить в Обнинске и в Томске – таковы планы федерального правительства.

Здесь будет расширение специальностей, подготовка и переподготовка медиков-радиологов, радиофармацевтов, медицинского персонала среднего звена для работы с данной категорией больных. Вообще, данный центр – это примерно 40 тысяч пациентов в год со всей России. Нуждающейся в получении высокотехнологичной услуги, как например, диагностика, лечение на ранних этапах онкологических, кардиологических, гинекологических и офтальмологических заболеваний. В центре протонной лучевой терапии будет, так называемая, протонная пушка малой мощности и воздействия для детей. Такого нет нигде в России, даже в мире не везде есть аналоги подобного лечения.

Бюджет центра медицинской радиологии, вроде бы, достаточно большой – почти 14 млрд. рублей. Но, когда специалисты посчитали социальный эффект на потенциальных больных, которые нуждаются в лечении, на которое сегодня тратятся огромные средства на лекарства, в том числе на сильные наркотики для снятия боли; на средства из бюджета, которые тратятся на замену одного способа лечения на другой, то получилась следующая сумма – это около 30 млрд. рублей в год. Серьезнейший эффект, не только финансовый, но и социальный.

Развитие таких направлений как создание кампуса для проживания специалистов центра медицинской радиологии, центра расширения возможностей института атомных реакторов завода, фармпрепаратов, образовательного центра МИФИ и проч. предприятий, которые могут повлиять на эффективность роста.

Если говорить о жилье, то, прежде всего, мы планируем, что оно должно быть служебное, никаким образом не коммерциализироваться, чтобы на основе корпоративного контракта будущий работник был обеспечен комфортными жилыми условиями на срок работы на данном предприятии, чтобы это было разработано по какой-то корпоративной программе. Сегодня мы решаем вопрос привлечения сюда серьёзных архитектурных консультантов по разработке концепции этого кластера, потому что подобные кампусы имеют место быть в мире в подобных кластерах. И логистика жизни, отношении, среды, она должна быть организована по мировым масштабам.

Мы рассматриваем вопросы серьезных изменений условий жизни и культурной среды этого города, для того, чтобы в городе было жить не только комфортно жить, но и интересно. В рамках образовательного кластера предусматривается открытие не только МИФИ как высшей школы, но также средне- и общеобразовательного учреждений, в виде образовательного лицея с уклоном в сторону физики; куда могут приниматься дети не только с Ульяновской области, но и с Приволжского федерального округа, также одаренные дети при желании могут учиться здесь и находить гарантированное трудоустройство.

Мы сегодня связываем большое направление в развитии малого бизнеса с будущем медицинского центра, так как центр совершенно особенный по характеру оказания медицинских услуг.

Больные, которые будут сюда прибывать с любой точки России, по квоте, оплачиваемой за счет бюджета, будет находиться на лечении буквально 3-4 дня, а в определенных пансионатах, в местах, где он будет находиться, это будет не связанный с бюджетом малый бизнес. Сюда будут приезжать не только больные, но и члены семьи, родственники, поэтому необходимо развитие гостиничного бизнеса, бизнеса-сервиза, транспорта, доставки, изменения качества автомобильных дорог до двух ближайших аэропортов – это аэропорт «Восточный» и аэропорт «Курумыч» в Самаре.

Если говорить о рабочих местах, мы рассчитываем, что где-то на одно рабочее место только в центре медицинской радиологии может появиться где-то 5-6 рабочих мест в малом бизнесе. Это очень серьезные вливания и возможности для будущих выпускников вузов, для предпринимателей, для тех людей, которые достаточно активны и готовы каким-то образом посвятить себя предпринимательству, уйдя, например, с производств, где работают в качестве наемных работников. В связи с этим характер структуры экономики области может очень серьезно изменится.

Проект не краткосрочный – это 2018-2020 год, и общие прямые инвестиции в этот проект, за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, составят где-то около 100 млрд. рублей. Это огромные деньги для города Димитровграда и в целом для Ульяновской области, только налоговый эффект от прямых инвестиций составит коло 12-15 млрд. – это примерно годовой бюджет области. Это серьезный проект и то, что «Росатом» со своим базовым предприятием будет развивать данную программу на базе института атомных реакторов – очень хорошо. Область достаточно активна и муниципальное образование сегодня работают по решению проблем создания будущей инфраструктуры.

Достаточно только сказать о том, что институт атомных реакторов традиционно, как все предприятия бывшего министерства среднего машиностроения, несли на себе нагрузку по энергокоммунальному обеспечению микрорайонов, которые создавались для работнков предприятий. Сегодня мы за счет регионального бюджета снимаем такую нагрузку с института атомных реакторов, высвобождаем его мощности и даем возможность для собственного технологического развития, а вот этот создаваемый дефицит энергомощностей, мы замещаем за счет расширения муниципальных коммунальных предприятий, путем расширения водозабора, закольцовки водозабора, создание альтернативных источников теплоснабжения, строительство новой главной понизительной подстанции, создание ливневого коллектора, будущих улиц строящегося микрорайона. Бюджет данной областной программы составляет 2 млрд. рублей. Эти деньги в бюджете есть.

Мы эти средства осваиваем: идет строительство новой теплотрассы, расширение водозабора, с весны мы начнем закольцовку водозабора, длина водопровода будет превышать 9 км. Это серьезное инфраструктурное вложение, но мы это делаем для того, чтобы дать возможность кластеру, этому направлению, развиваться на собственной энергетической базе, не вовлекая сюда проблемы муниципального образования.

В последующем мы, если «РосАтом» посчитает необходимым, мы эти коммунальные активы можем объединить в одно акционерное общество, чтобы одновременно решать проблемы для, как и предприятий, развивающегося кластера, так и в целом города Димитровград.

Ну, естественно, в любом случае синергетика-то работает очень серьезно. Две недели тому назад данный вопрос рассматривался на рабочей группе ядерной энергетики, которую возглавляет Кириенко. Эта рабочая группа входит в состав комиссии по модернизации технологическому развитию экономику, которую возглавляет Президент Российской Федерации. Было вынесено решение, которое доведено до секретариата данной комиссии, все направления, связанные с развитием данного кластера к данному моменту – одобрены. Мы серьезно работаем над расчетом того синергетического эффекта, который может появиться и обязательно появится при развитии технологий и появлении субъектов малого предпринимательства, малого бизнеса в данном направлении. Мы несколько изменяем, направления областной целевой программы по развитию малого предпринимательства и ставим в качестве индикатора, по оценке фиктивности, работы данной программы, наличие в общем объеме выданных преференций по этой программе, начинающимся субъектам предпринимательства не менее 20-25 процентов проектов с высокой долей инновационной составляющей, чтобы и малый бизнес был не просто услуговым, но он был высокотехнологичным.