К началу декабря вы сможете узнать о деятельности своей управляющей организации ВСЕ. Или почти все. В зависимости от того, насколько точно и полно организация (УК, ТСЖ, ЖСК) исполнит постановление Правительства РФ N731.

Лучше всего, конечно, найти полный текст этого постановления от 23 сентября N731, которое называется «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Спустя почти пять лет со дня вступления в силу Жилищного Кодекса, правительство пошло на уточнение правил «игры» в управлении жилищным фондом. Ведь одна из главных трудностей в управлении многоквартирным домом – это ПРОЗРАЧНОСТЬ деятельности управляющей организации (УО). Причем не разовая прозрачность – в ответ на письменный запрос собственника или решение суда. А прозрачность ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ. В 731-м постановлении как раз и изложены такие СТАНДАРТЫ, то есть обязательный МИНИМУМ раскрытия информации.

Этот минимум информации в течение двух месяцев со дня вступления в силу постановления (ориентировочно – до 10 декабря) должен быть либо опубликован в интернете (на собственном сайте организации, или на сайтах субъекта или органа местного самоуправления) либо в газете. Кстати, сайты домоуправляющих компаний «Засвияжье-1» и Ленинского района уже работают, на очереди – сайт домоуправляющей компании Заволжского района.

Раскрыть обязаны

Итак, управляющая организация ОБЯЗАНА раскрыть следующую информацию:

основные показатели своей финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Помимо размещения информации в интернете, газетах организация размещает ее на информационных стендах (стойках) в своем помещении, а также предоставляет ее на основании ЗАПРОСОВ. Постановлением правительства установлены и сроки ответа на запросы. На письменные – информация предоставляется в течение 20 дней, на запрос в электронном виде – в течение ДВУХ рабочих дней.

Таким образом общение собственника с УК должно стать более оперативным. Особенно, если учесть режим особого благоприятствования электронному способу общения. Два рабочих дня для ответа – это и есть нормальный, а не бюрократический (в течение месяца), стиль общения.

Общая информация

Раскрытию подлежат следующие сведения:

фирменное наименование юрлица, фамилия, имя и отчество руководителя УО;

реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юрлица;

почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления УО, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети интернет и адрес электронной почты;

режим работы УО, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками УО и работы диспетчерских служб;

перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении УО на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;

перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления.

Финансово-хозяйственная деятельность

Об этой деятельности раскрывается следующая информация:

годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами;

сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.

Содержание и ремонт общего имущества

Раскрытию подлежат:

сведения об услугах, оказываемых УО в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:

услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;

заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);

охрана подъезда;

охрана коллективных автостоянок;

учет собственников помещений в многоквартирном доме;

иные услуги по управлению многоквартирным домом.

Услуги по содержанию и ремонту общего имущества

Здесь раскрываются следующие сведения:

проект договора управления;

сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении КАЖДОГО многоквартирного дома, которые должны содержать:

план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).

Цены и тарифы на коммунальные ресурсы

Раскрытию подлежат следующие сведения:

перечень коммунальных ресурсов, которые УО закупает у ресурсоснабжающих организаций;

тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых УО закупает коммунальные ресурсы;

тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются УО для расчета размера платежей для потребителей.

Слабое звено

От стандарта раскрываемой информации захватывает дух. Поскольку до вступления постановления в силу найти всю эту информацию оказывалось делом весьма трудоемким и не одного дня. Управляющим организациям предстоит большая и почти авральная работа: структурировать, проверить и выложить в интернете или опубликовать в газетах свои стандарты. Скорее всего, из-за большого объема информации она будет выложена в интернете. Так что большей части людей придется читать ее на информационных стендах в помещениях своих управляющих организаций.

Далее. Принять хороший документ – даже не половина дела. Главное – полнота его исполнения. И ответственность за некачественное исполнение. Именно здесь и кроется слабое звено любого хорошего постановления. Никакой особой ответственности, понятное дело, за неисполнение 731 постановления быть не может. Отказали в информации? Пожалуйте в суд…

Однако «политическая воля» наконец-то проявлена. Саботаж, неполное раскрытие информации (или раскрытие недостоверных сведений), конечно, будут. Но, несмотря на традиционные российские «дефекты», 731-е постановление – еще один шаг к повышению ПРОЗРАЧНОСТИ деятельности управляющих организаций. А значит, еще один шаг к более качественному обслуживанию жилья.

Геннадий Антонцев