Но не смотреть на завод по производству чудосамолетов Eclipse. В понедельник, 15 ноября, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин будет вести здесь Всероссийское совещание руководителей контрольно-счетных органов.

Ослепительная презентация завода по производству Eclipse 500

До этого Сергей Степашин в последний раз был в Ульяновске в феврале 2008 года.

Тогда с помпой презентовали завод по производству Eclipse 500, сверхлегких реактивных самолётов. Закладывать первый камень будущего авиапредприятия глава области пригласил председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, которого в визите сопровождал его подчиненный – наш земляк Сергей Рябухин.

Под аплодисменты и вспышки фотокамер почетные гости подписали документы с Рулом Пипером, председателем совета директоров американской корпорации Eclipse Aviation.

«С предложением разместить завод по производству Eclipse 500 именно в Ульяновске выступил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов», – говорилось в официальном пресс-релизе обладминистрации. «И мы уверены, это – правильный выбор, – отметил тогда г-н Морозов. – Более 500 ульяновцев смогут получить хорошую высокооплачиваемую работу, а региональный бюджет – около 1 миллиарда налоговых поступлений. Но особенно хочется отметить то, что с пуском этого производства звание «авиационной столицы России» окончательно закрепится за Ульяновской областью».

«По словам председателя Счётной палаты РФ Сергея Степашина, строительство в Ульяновске завода по производству сверхлегких реактивных самолётов Eclipse 500 является ярким примером создания в России новой инновационной экономики», – утверждалось в пресс-релизе. «Я беру это дело под личный контроль!» – заявил г-н Степашин на церемонии закладки первого камня. Буквально через несколько месяцев после этого, в ноябре 2008 года Eclipse Aviation объявила о своем банкротстве с долгами в 1 млрд. долларов. Гости разъехались, а заложенный первый камень так и остался сиротливо лежать посреди голого поля. Пример создания инновационной экономики получился более чем ярким, ослепительным, таким, что результатов не видно никаких! Сейчас уже и того камня не осталось, только голое поле…

Билл Гейтс приложил руку

Компания Eclipse Aviation была создана в 1998 году топ-менеджером Microsoft на деньги Билла Гейтса. Производство Eclipse 500 началось в Америки еще в 1996 году, с доверчивых предпринимателей было собрано 1,6 млрд. долларов, а первый самолет сошел с конвейера лишь в 2007 году. Это обстоятельство могло бы напрячь инвесторов в России… Но почему-то не напрягло. Реализацией проекта занялись два бизнесмена голландец Рул Пипер и выходец из России Даниэль Болотин, который, собственно, и продвигал предприятие на территории нашей страны. Самолеты Eclipse 500 были не единственным прожектом бизнесменов, еще они предлагали к Олимпиаде-2014 перевести сочинский транспорт на водородное топливо, а так же добывать в Иркутске каменный уголь для переработки в бензин.

Надо отдать должное предприимчивости Пипера и Болотина, которые, по сути, продали России идею (воздух, ничто) дважды. Они предложили нам вкладывать деньги в Eclipse Aviation, которую сами купили в разгар финансового кризиса в Америки на взятый у нас же в российском Связь-Банке кредит в 150 млн. долларов. В сентябре 2008 года наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ) решил выделить на строительство ульяновского авиазавода 205 млн. долларов.

Чистой воды мошенничество

Пипера и Болотина сгубила жадность, они захотели продать идею чудосамолета и в третий раз. Объявив о банкротстве Eclipse Aviation, они предложили ВЭБу, ради сохранения производства и спасения компании, погасить за них долги. ВЭБ подумал-подумал, и в марте 2009 года решил вообще отказаться от Eclipse, как было сказано, «по причине существенных рыночных рисков и негативной кредитной истории инициаторов проекта». На руководителей Связь-Банка выдавших кредит на покупку акций Eclipse Aviation Corporation завели уголовное дело по статье 201 (злоупотребление полномочиями). Правда, за два года расследования в деле так и не появились обвиняемые. С мошеннической точки зрения схема была выстроена гениально – деньги исчезли, а наказать за это некого.

В итоге Степашин и Рябухин попали в неловкую ситуацию. Звание почетного гражданина Ульяновской области, которое сейчас хотят вручить Сергею Рябухину, вряд ли как-то исправит положение. Интересно, во время этого визита в Ульяновск Сергей Степашин напомнит Сергею Морозову о камне, «брошенном в его огород»?

Владимир Алексеев.

P.s. Заход по второму кругу

Тем не менее, Правительство Ульяновской области не отказалось от идеи разместить на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) портового типа производство сверхлегкого бизнес-джета Total Eclipse TE-500, известного ранее как Eclipse 500, сообщает “АвиаПорт”. Однако на этот раз российская сторона намерена начать с создания авиакомпании, которая станет стартовым заказчиком на новые машины и, тем самым, привяжет американского разработчика к ульяновской площадке.

Правительство Ульяновской области возобновило переговоры с новыми владельцами Eclipse Aerospace, ранее известной как Eclipse Aviation, об организации производства сверхлегкого бизнес-джета Total Eclipse TE-500, сообщил журналистам на выставке ILA 2010 губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. По его словам, сейчас переговоры ведутся с новыми собственниками компании, причем не только о совместном выпуске самолетов на территории расположенной в регионе ОЭЗ портового типа, но и о размещении заказа на TE-500. “Мы планируем не только заняться созданием предприятия (по производству самолетов – “АвиаПорт”), но сначала решить вопрос с созданием авиационной компании, которая могла бы сделать стартовый заказ, и таким образом окончательно привязать к себе наших американских партнеров”, – сказал он. По словам губернатора, речь могла бы идти о приобретении 20-25 машин.

Как известно, в 2009 году предприниматели Майкл Пресс (Michael Press) и Мэйсон Холленд (Mason Holland) приобрели компанию Eclipse Aviation, провели ее финансовое оздоровление и ребрендинг, после чего в сентябре того же года приступили к возобновлению производства самолета Eclipse под именем Total Eclipse TE-500. Новый лайнер получил более совершенную навигационную систему и ряд дополнительных функций. При этом стоимость самолета с заводской гарантией повысилась до 15 млн. Также новые владельцы компании заявили о готовности модернизировать ранее выпущенные самолеты.

Помощник губернатора Ульяновской области, бывший генеральный директор ETIRC по СНГ Николай Никифоров уточнил “АвиаПорту”, что новые владельцы компании, с которыми уже проведено два раунда переговоров, очень позитивно смотрят на проект организации производства в России, полагая, что “российская команда наиболее продвинута и реалистична”.

Что касается проекта создания авиакомпании, С.Морозов отметил, что соответствующий бизнес-план уже прошел предварительное рассмотрение в финансовых институтах и после доработки будет снова представлен ряду банков, прежде всего Сбербанку. Базирование новой авиакомпании ожидается в Ульяновске, в аэропорте “Восточный”, где планируется создать центр технического обслуживания не только TE-500, но и других самолетов авиации общего назначения.

Н.Никифоров полагает, что приобретение самолетов полностью оправдано. “Сначала надо закупить машины, оценить спрос, и только затем запускать производство”, – уверен он. При этом речь может идти не только о новых самолетах, а о машинах, выпущенных ранее и прошедших модернизацию до технического лица TE-500. “У компании есть 26 машин, которые пришли от перевозчика DayJet Services, которые стали собственностью Eclipse Aerospace. Мы провели переговоры и получили согласие, что эти машины с необходимыми доработками могут поставляться уже через полгода, причем по очень льготной цене”, – сказал он.