Можно ли включать в проект бюджета муниципальные программы стоимостью в десятки миллионов, если окончательно не утверждены ни виды работ по программе, ни объекты?..

2 ноября Александр Петрович Пинков в своем твиттере сообщил: «Мы приняли МЦП «Ремонт фасадов многоквартирных домов» на 2011-15 гг. Объём финансирования 500 млн. руб. Это одна из нужных новых программ»…

Расшифрую: МПЦ – это муниципальная целевая программа. Сумму в полмиллиарда расшифровывать, думаю, не нужно.

На публичных слушаниях по бюджету 9 ноября, судя по сообщению нашего председателя (http://vasiliy-gvozdev.livejournal.com/52322.html), этой МПЦ было уделено большое внимание: «О важности новой целевой программы по ремонту фасадов зданий в отдельном докладе рассказал мой коллега депутат Евгений Калмыков. Он подчеркнул, что данный проект, на который в бюджете заложены значительные средства, поможет превратить Ульяновск в современный уютный город». И так далее…

Действительно, в проекте бюджета заложены десятки миллионов рублей (на разные годы) на капремонт фасадов.

Я вернулся в Ульяновск из отпуска 29 октября, и решил, что пропустил момент обсуждения программы в гордуме. Проверил всю почту и депутатские рассылки: НИЧЕГО.

3 ноября получаю сообщение: «Просим срочно (до 15.00 03.11.2010 года) направить списки домов, для включения в МЦП по ремонту фасадов в 2011 году». В ответ прошу прислать текст программы. Мне отвечают, что МЦП – в процессе ДОРАБОТКИ, в гордуму программа еще не вносилась. В общем, ни определения перечня видов работ по ремонту фасадов, ни критериев отбора домов, претендующих на ремонт, ни, конечно, обоснования сумм на ремонт.

От некоторых руководителей управляющих компаний узнаю, что им также было предложено в течение СУТОК (?!) дать СМЕТЫ ремонта фасадов домов для включения в программу. Что такое смета, объяснять, думаю, не стоит. А вот возможно ли ее рассчитать, если, повторюсь, нет перечня видов работ по ремонту фасадов и так далее?

А деньги в проекте бюджета на ремонт фасадов уже ЗАЛОЖЕНЫ. И публика проголосовала за проект бюджета…

Возможно, как пишет Александр Петрович, программа и нужная. Возможно.

Сомнений в том, что программа новая, – нет. Но создается она по-старому – «задним числом»…

Последствия такого «приема» программы будут следующими.

Из-за отсутствия прозрачности и гласности в приеме программы неизбежно появятся недовольные (не попавшие в программу) и захотевшие непременно войти в уже утвержденную ее редакцию. У последних найдутся лобби в депутатском корпусе и мэрии. Начнется процесс вялотекущей «корректировки» программы. Число недовольных увеличится, потому что кого-то придется подвинуть, или выбросить из программы. Пример такого процесса – программа капремонта на 2010 год…

Как следствие вышеописанного, возникнет проблема с финансированием, соблюдением сроков работ и так далее. Начнутся поиски «мальчиков» для битья. В этом году ими неоднократно оказывались (при капремонте, ремонте крыш, установке общедомовых приборов учета на отопление и так далее) руководители комитета ЖКХ и Э. Хотя они, и это банально, – заложники подобного «программного» подхода.

Появится необходимость внесения изменений в бюджет (потому что-то дополнительно внесли в программу, уточнили сметы, собранные в спешке за какие-то сутки, что-то в срок не выполнили и прочая). И начнутся заседания гордумы, и… попытки снова дополнить программу…

И все это будет проходить на фоне партийного пиара и убаюкивающих речей про «современный и уютный город».

Когда дыр много, трудно решить – с какой начинать латание. Но не выход – гонять по строкам бюджета туда-сюда десятки миллионов рублей.

Суть программного подхода заключается в стройном, строгом, поэтапном и понятном алгоритме решения задачи. Но сначала ЗАДАЧА должна быть СФОРМУЛИРОВАНА. Как у школьников, в тетради в клетку:

ДАНО…

ВОПРОС…

РЕШЕНИЕ…

ОТВЕТ…

А с ремонтом фасадов пока больше вопросов.