Первая крупная работа художницы – «Казнь народовольцев». Потом на историческую тему она писала не единожды. Одна из ее работ, кстати, посвящена плененному Емельяну Пугачеву, которого везет в клетке в столицу Александр Суворов.
С историческими картинами, как говорит Татьяна Георгиевна, у нее часто случались неприятности, поскольку в советское время такая работа была для нее поводом поразмышлять о парадоксах современности, а это не нравилось властям.
Назаренко занималась не только живописью и графикой. Увлекалась фотографией, была автором фотовыставок и выставок инсталляций.
Как некоторые известные столичные художники, она уезжала на Запад, но надолго там не задержалась. Домой вернулась, поняв, что тамошняя жизнь не для нее.
Сейчас Назаренко работает над серией «Фамильный портрет». Она испытывает чувства трепета и ностальгии, рассматривая старинные фотографии своей семьи, которые будут положены в основу серии.
Размышляя о том, к чему движется изобразительное искусство, художница отметила, что с появлением в России актуального искусства искусству традиционному стало труднее выживать. Эта мода на достаточно примитивное направление, похоже, начинает входить в плоть и кровь общества, поскольку, на актуальном искусстве воспитывается целое поколение.
– Мне очень жаль будет, – отметила Татьяна Георгиевна, если при этом традиционное изобразительное искусство полностью исчезнет. Люди разные: кто-то, например, слушает Бетховена, кто-то – авангард. Но если не давать денег на исполнение музыки Бетховена, то она может быть забыта. В идеале должно быть и то, и другое.
Отвечая на вопрос, какой может оказаться судьба памятника Петру I в Москве работы Зураба Церетели в связи с отставкой Лужкова, Назаренко сказала:
– Теперь стали подвергаться сомнению не только этот памятник, но и Манежная площадь и другие вещи. Все это удивляет. Во Франции до сих пор как национальный праздник отмечается Великая французская революция. Что было, то было. Никто не снял с пьедесталов фигур Марата и Робеспьера. Только наша страна уничтожает свои памятники, храмы и другое. Какое бы ни было отношение к художественной ценности работы Церетели, но сносить такую громадную скульптуру Петра I… Сколько денег на это понадобится? Что появится на этом месте? Может быть, что-то худшее?..
Делясь впечатлениями от культурного потенциала Ульяновска, гостья отметила:
– К сожалению, мы, москвичи, ужасно избалованы и мало знаем о провинции.В Третьяковке был замечательный проект, посвященной музеям России, но сегодня, пройдя по вашему художественному музею и увидев столько шедевров, я с удивлением узнала, что Ваш музей на той столичной вы ставке представлен не был. Это безумно жалко! Татьяна Назаренко с удовольствием согласилась на предложение искусствоведов нашего города провести в Ульяновске выставку своих произведений. Она может состояться в художественном музее или музее современного изобразительного искусства имени А.А. Пластова.
Ирина Морозова