Виктория Чернышева
Руководство ульяновского “Авиастар-СП” заявило о том, что до 2016 года завод, скорее всего, перейдет в разряд предприятий, производящих военно-транспортные самолеты. Именно под выпуск “больших” грузовых лайнеров типа Ан-124 и был построен авиазавод.
– Тем не менее, мы намерены, как и прежде, поддерживать летную годность самолетов семейства Ту-204. Нам необходимо сохранить до 2016 года (момента перехода с “204-й” модели на МС-21) компетенцию наших специалистов в производстве гражданских судов. И плавно перейти к производству МС-21, отдельные элементы которого планируется изготавливать на нашем заводе, – рассказал на пресс-конференции генеральный директор “Авиастар-СП” Сергей Дементьев.
По его словам, перед предприятием поставлена задача прекратить производство убыточных самолетов. Но на данный момент это не означает то, что проект “Ту-204” закрывается окончательно.
– Так, например, 17 декабря мы должны поднять в воздух первый Ту-204СМ, который строится в рамках госконтракта. Определенные проблемы с реализацией этого проекта есть, но в большей части они не связаны с компетенцией завода.
“РГ” уже писала, что камнем преткновения в строительстве Ту-204СМ стала высокая, по мнению заказчиков, цена на новые лайнеры. Уже три месяца завод, совместно с разработчиками, занимается вопросом снижения себестоимости самолета. Как отметил руководитель “Авиастара”, серьезные подвижки есть, но желаемого результата достичь пока, увы, не удалось.
Ярых сторонников по закрытию проекта “Ту-204СМ” на данный момент нет: за его реализацию выступают руководители ОАК и корпорации “Иркут”. Но судьба лайнера зависит от того, будет ли он интересен государству. Есть два пути: первый – это субсидирование авиакомпаний, которые будут покупать Ту-204СМ. Второй – дотации предприятию на покрытие убытков при продаже самолетов. В обоих случаях, это 300 миллионов рублей за каждый лайнер. Если правительство РФ положительно решит вопрос о компенсации, то ульяновцы начнут работать по контракту с авиакомпанией Red Wings. В его рамках, через ИФК, завод может поставить 44 самолета. Один лайнер для авиакомпании стоит 1,3 миллиарда рублей; предложенная цена – 1,07 миллиарда.
Но даже если проект и будет закрыт, руководитель авиазавода уверен, что это не поставит “Авиастар-СП” на грань банкротства.
– Будущее завода – не гражданская авиация, а транспортная, – уверен Дементьев. – Завод будет работать по трем направлениям. Первое – в октябре 2011 года мы должны поднять на крыло первый летный образец Ил-476. Но корпорация “Иркут” приняла решение, не дожидаясь его выхода, уже с июля нынешнего года запустить серийные образцы этого лайнера. Заготовительные цеха запустили уже три комплекта. Руководитель “Иркута” Олег Демченко поставил задачу к 2015 году выйти на выпуск 10 самолетов Ил-476 в год. Это большой объем работы, к которой мы планируем привлекать сторонние ульяновские предприятия – они будут изготавливать дополнительное оснащение.
Второе – “Авиастар” выбран в качестве основной площадки для реализации совместного российско-индийского проекта по строительству самолетов МТА. Первый летный образец должен быть построен в 2015 году.
И, наконец, третье – на заводе будет продолжена модернизация военно-транспортных самолетов Ан-124. В рамках программы, подписанной с минобороны, в течение ближайших десяти лет, будет восстанавливаться летная годность двух лайнеров в год.
Параллельно ОАК и правительство РФ отрабатывают возобновление серийного производства “Руслана”. Как уточнил Дементьев, в программе Госвооружения с 2015 года заложены средства на серийное производство транспортных гигантов. Когда именно “Авиастар” вновь приступит к строительству “Русланов”, сказать сложно – все зависит от финансирования и того, насколько успешно удастся решить технические вопросы с Украиной.
– В настоящий момент у нас есть соглашение, которое предусматривает определенные отчисления за сопровождение конструкторской документации. Мы направили договор на пролонгацию этого соглашения. К сожалению, Украина пока нам встречу не идет. Бывшие партнеры требуют заключить лицензионный договор и право оформления интеллектуальной собственности на конструкторскую документацию и на товарный знак. Российская сторона против этого: “Руслан” разрабатывался на средства правительства Советского Союза, и наша страна является правообладателем всей интеллектуальной собственности. Так что сейчас этот вопрос обсуждается на уровне глав правительств, – рассказал Дементьев.