Вооружен тот, кто предупрежден. Ульяновская область наглядно это продемонстрировала, проведя на базе Правительства соответствующие курсы повышения квалификации для гражданских государственных служащих.
С 8 по 12 ноября ульяновских чиновников обучали технологиям противодействия коррупции в профессиональной деятельности. За дело взялись профессиональные преподаватели «Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Почему приоритетными в борьбе с коррупцией выбрали именно психологические средства, нашему корреспонденту рассказали заместитель председателя Правительства Ульяновской области Светлана Опенышева и непосредственный преподаватель курса – доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, доктор педагогических наук Александр Князев.
Светлана Опенышева:о коррупции надо говорить!
Светлана Владимировна, чья была инициатива проведения обучения среди чиновников?
В июле 2010 года администрация Президента Российской Федерации совместно с РАГС сформулировала основные направления обучения государственных гражданских служащих на 2010 – 2011 г.г. Приоритетом в 2010 г. стало повышение квалификации государственных гражданских служащих в области технологий противодействия коррупции. На региональном уровне разработана и действует программа противодействия коррупции, в рамках которой Губернатор Сергей Иванович Морозов поставил задачу формирования реестра коррупцогенных должностей и развития у госслужащих навыков эффективного противодействия коррупционным проявлениям.
С какой целью проводятся данные курсы? Неужели именно психологическая помощь так нужна ульяновским чиновникам?
Тема противодействия коррупции на сегодняшний день на слуху. Однако для того, чтобы люди понимали, что такое коррупция – о ней нужно говорить. Открытость власти является основным средством борьбы с этим явлением. Источник коррупции лежит не столько в недоработанности нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность государственных служащих, сколько в сознании человека. Понятие коррупции – очень многогранно, и его нельзя рассматривать только с точки зрения юридического подхода. Корни коррупции нужно искать в психологии. Поэтому данные курсы для нас важны, так как профессорско-преподавательский состав РАГС имеет огромный опыт формирования устойчивого противодействия любым коррупционным проявлениям.
По какому принципу отбирались чиновники для прохождения данных курсов повышения квалификации?
Обучение прошли около 70 человек. Это прежде всего специалисты, которые входят в перечень коррупцогенных должностей, а также государственные гражданские служащие, непосредственно оказывающие государственные услуги населению. С точки зрения профессиональной специализации, это: юристы, разрабатывающие нормативно-правовые акты государственной гражданской службы Ульяновской области, экономисты, администрирующие финансовые потоки, а также специалисты – управленцы. Данные специальности составляют основной процент среди государственных гражданских служащих Ульяновской области.
Александр Князев: формирование гражданственности в личности — основа борьбы с коррупцией
Александр Михайлович, насколько сейчас актуальна и болезненна тема коррупции в России?
К сожалению, ситуация такова, что проблема, над которой работает сегодня группа судьбоносна, и президент говорит сегодня о том, что это проблема вышла на такой уровень, что она угрожает безопасности страны. Потому что коррупция сегодня охватывает все сферы государства, и тем самым очень серьёзно снижает авторитет государственной службы. Что приводит к разрыву в отношениях государства и народа.
Возникает всё больше недовольства граждан той ситуацией, которая сложилась в стране, в связи с тем, что фактически шага нельзя сделать, не столкнувшись с той или иной схемой коррумпированного поведения. А ведь проблема коррупции относится к одной из «вечных», она существовала еще «со времен царя гороха». Еще Петр I издавал указы о борьбе с коррупцией в России: о казнокрадстве, о лихоимстве. Это было и в 20-е годы прошлого столетия, когда коррупция охватила все государственные учреждения страны. И совнарком во главе с великим вашим земляком В.И.Лениным принимал грандиозное количество решений по борьбе с коррупцией. Так же остра эта проблема была и в середине 20-го столетия, когда коррупция охватила даже советскую коммунистическую партию, что, наверно, стало одной из причин краха той государственно-партийной системы. Учитывая сложный переходный период реформирования общества, сделан целый ряд достаточно серьёзных ошибок, коррупция получила существенное развитие в стране и непринятие сейчас мер по борьбе с этим явлением может, действительно, привести к краху государства и государственности. Поэтому важность проблемы было бы опасно недооценивать. Всегда эту проблему пытались решить наскоком. Как бы это не звучало громко, сейчас впервые в истории страны проблема коррупции поставлена так глобально, масштабно и перспективно.
То есть вы считаете, что сейчас проблема коррумпирования общества достигла своего апогея?
Когда она достигнет апогея, исчезнет государство, оно потеряет смысл. Пока еще апогей не достигнут. Я считаю, что все меры, которые сейчас принимаются, они своевременны. Но говоря о том, что коррупция не достигла своего апогея, нельзя недооценивать уровень её существования.
Насколько важны именно психологические аспекты в борьбе с коррупцией? Правовые аспекты уже достаточно чётко очерчены документально. Они всем известны. Президент подписал несколько указов по борьбе с этим явлением. Но дело в том, что соблюдение этих указов президента — это уже личностный фактор. Будет соблюдать закон или не будет — это зависит от тех условий, в которых находится личность, как она на эти указы реагирует, как она их воспринимает, что необходимо личности, чтобы она действовала в соответствии с существующими правовыми основаниями и не встала на пути противоправового поведения. В каком направлении развиваться — решение принимает сама личность. И вот тут возникает акмеологический аспект. Здесь есть два пути развития — прогрессивного акмеологического или девиантного, а то и делинквентного, соотнесенного с преступным поведением. И средства, и шаги, и действия, которые сейчас принимаем мы они своевременны и оправданы. Кафедра акмеологии «Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации» – единственная кафедра в России, которая занимается проблемами «акме» – вершины в развитии личности и её государственности. Неслучайно Правительство Ульяновской области подключает именно эту кафедру к решению такой важной государственной задачи, направленной на развитие, упрочение, усовершенствование государственного осознания в личности. Поэтому президент прав, когда говорит, что эта программа будет носить долговременный стратегический характер. И я абсолютно убежден, что такая работа будет охватывать не только деятельность по правовой схеме предупреждения и предотвращения коррупции, но и деятельность в сфере образования, которую при этом нужно начинать с раннего детского возраста, воспитывая личность. Государство совершенно разумно приходит к пониманию того, что мы должны воспитывать не только патриотизм, как любовь к родине, мы сегодня должны начинать воспитывать с самого раннего возраста государственность, гражданственность молодых людей. Успех и благополучие наше во многом связано с успехом и благополучием государственности. Необходимо создать условия, при которых вырастет гражданин, который способен взаимодействовать с государством, контролировать государство, создать эффективную схему требований к государству, в соответствии со своими правами согласно Конституции РФ. и при этом гражданин, конечно, должен соблюдать свои обязанности. У нас сегодня есть очень серьёзная проблема, как с реализацией прав, так и с выполнением обязанностей гражданина. Поэтому я уверен, что такая работа по преодолению пагубного влияния коррупции неизбежно будет соединена с работой по формированию гражданственности. Мы должны вырастить ни одно поколение людей, которые способны контролировать государство, сотрудничая с ним во имя его развития, процветания для своего светлого будущего.
Что представляет собой ваша кафедра?
Нашей кафедра была создана почти 15 лет назад известным ученым — доктором психологии, академиком Российской академии образования, профессором Анатолием Дергачом. Наша деятельность ориентирована как на прогрессивное развитие личности в профессии, государственной службе, так и вообще на исследование прогресса, развитие личности, общества и государственности. На нашей кафедре объединены ученые разных научных дисциплин. Это одна из немногих междисциплинарных кафедр, где есть и педагоги, и психологи, и философы, и технари — более 30 докторов – и все они решают задачу прогрессивного развития личности, общества. Кафедра активно включилась в работу в борьбе с коррупцией, потому она работает в системе государственной службы при Президенте Российской Федерации. Я абсолютно поддерживаю Правительство Ульяновской области, которое выбрало нас при решении такой важной государственной задачи.
С Ульяновском вы работаете не первый раз?
В вашем городе мы работаем очень давно, правда, с государственными служащими не так часто. Чаще мы работаем с представителями ульяновского бизнеса. Мы бываем здесь практически каждых три месяца. Мы летали с ними и в Италию, скоро полетим в Таиланд. Тесно работаем с ульяновским центром развития Александра Макарова. Государственная служба Ульяновска с нами тоже тесно связана, некоторые государственные служащие учатся в «Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации», повышают свою квалификацию. Даже сейчас в процессе работы у одной девушки возникло желание поступать в аспирантуру Академии. Сама Светлана Владимировна (Опенышева — прим.) обучается в Академии государственной службы.
Возможно ли как-то отследить результаты вашего обучения служащих? Снижается ли уровень коррупции?
Есть комитет, который собирает статистические результаты, исследует их. Я абсолютно убежден, что деятельность, которая сегодня здесь осуществляется, она уже дает результаты. Если вы возьмёте сухую статистику, то вы увидите, деятельность скольких коррумпированных групп на сегодняшний день уже прекращена. Ведь самое страшное в этом явлении коррупции — распространение коррумпированных команд, которые изолированы, в которые войти-то нельзя, они существуют в режиме самосохранения, их вскрыть почти невозможно, но сколько их уже вскрыто в стране, скольким поставлен барьер. Таким образом сколько государственных средств сохранено, которые ушли из коррупционного направления и пошли на государственное развитие?! Те затраты, которые идут на борьбу с этим явлением значительно меньше той прибыли, которые получает государство, перекрывая коррупционные схемы и программы.
Из чего состоит курс?
Программа многосложная. Мы завершаем курс. До нас здесь работал профессор, который затрагивал правовые и психологические аспекты, а мы завершаем акмеологическим и психологическим аспектами, показываем роль личности в этой схеме, индикаторы коррупционного поведения, условия, которые могут быть применимы для преодоления коррупционного поведения на личностном уровне.
Предусматривается ли какой-то экзамен?Получат ли чиновники оценки?
Сейчас группа разрабатывает схематизации, где резюмирует то, что они изучили. Одна группа исследует явления коррупции, констатирует то, что они получили в результате подготовки, другая группа работает над проблемой здорового общества, здорового государства, пытается осмыслить, при каких условиях это возможно, третья группа работает над проблемой коррумпированной личности и пытается выяснить основания, при которых личность становится способной на антиправовое поведение, выстраивает индикаторы личности, при котором обнаруживается такое поведение, еще одна группа исследует проблему здоровой личности в здоровом государстве и пытается выйти на те условия, при которых личность в определенной степени со всех сторон защищена от такого поведения и не мотивирован им. Затем будет публичная защита версий групп. Они получат сертификаты повышения квалификации. Индивидуальная оценка не предполагается. Оценивается общий уровень проекта. Сегодня каждый из них выступит, также группы будут задавать друг другу вопросы. Для индивидуальной диагностики нет времени, к тому же они поставлены не в те условия: мы не читали им лекций, мы с ними взаимодействовали! Поэтому мы довольно отчетливо представляем каждого из них. Каждый из них выходил и выступал перед всей группой — а это, наверно, и есть та личностная оценка себя со стороны. Ведь, понимаете, дело совсем не в оценке, дело — в том, насколько человек включился в решение этой государственно важной проблемы, насколько он эмоционально с ней соотнесен, насколько он заинтересован в её решении, понимая, что это проблема его, его детей и будущего России. И, посмотрите, как они увлеченно работают!
Неужели четыре дня достаточно для обучения такому сложному предмету?
Конечно, не достаточно. Это серьёзная работа. Вчера мы встречались с заместителем председателя Правительства Светланой Опенышевой, которая достаточно чётко очертила заинтересованность в том, чтобы эта работа продолжалась и носила поуровневый характер. Понятно, что эта работа с разными категориями государственных служащих должна проводиться по-разному. Ведь есть же специалисты, которые работают на прямую по борьбе с коррупцией — им нужен вполне определенный блок подготовки, есть специалисты, которые прямого отношения к этой проблеме не имеют, просто находятся в системе государственной службы — им нужен другой блок подготовки, они должны научится замечать их, противостоять им. В данном курсе мы попытались дать обобщенное, целостное представление об этом явлении, независимо от состава учебной группы. Ульяновские гос.служащие очень активно включились в эту работу. Это интересные, очень «пытливые» люди, которые готовы решать эту проблему.
Юлия ЗЕМСКОВА