И так уже десяток лет. Горожане требуют найти гуманные пути решения проблемы безнадзорных животных, но городские власти глухи к страданиям животных и просьбам людей.

Большой отклик у посетителей одного из ульяновских сайтов вызвали сообщения об открытии приюта для животных при УГСХА. Ульяновцы справедливо отмечали недостаточность принимаемых в отношении безнадзорных животных мер.

Для большинства жителей города и области очевидно, что приюты совершенно необходимы для наведения порядка. Почему правительство муниципального образования так мало внимания уделяет этой проблеме?

Начнем с того, что при открытии приюта при УГСХА во многих СМИ информация подавалась так, что этот приют – первый. Между тем, уже два года приют в области существует — Тушнинский, открытый на деньги редактора одной из газет. Почему о первом приюте забывают? Возможно, дело в личном отношении руководства области к редактору этой независимой газеты. Или, вполне вероятно, правительству области просто стыдно признаться, что все эти два года приют существовал, не получая никакой государственной поддержки.

Все это время приют в Тушне содержится на частные пожертвования как организаторов, так и просто сострадательных людей. Работники как могли растягивали эти небольшие денежные средства. Естественно, для нормального функционирования приюта нужна налаженная инфраструктура и постоянные финансовые поступления — на уход за животными, профилактические и ремонтные работы, ветеринарный осмотр, корма, отопление. Наконец случилось то, что можно было предотвратить: кошки в приюте заболели ринитом, и для борьбы с эпидемией работникам приюта потребовалась дополнительная помощь. И этого можно было избежать, если бы город сразу признал значимость общего дела по защите безнадзорных животных и помогал приюту (судя по количеству установленных бордюров, ресурсы для помощи были).

Сейчас широко разрекламировано создание приюта при УГСХА, однако обходится вниманием тот момент, что там всего 20 мест. Сравните: в приюте в Тушне 150 питомцев! Приют учхоза тоже содержится на частные средства. Да, хорошо, что животных подлечат и стерилизуют, но после возврата на улицу (так планируется работа в этом приюте) многие из них все равно погибнут зимой от холода и голода. Кто проследит, чтобы у стерилизованных и возвращенных на улицу животных были опекуны?

Где настоящая охрана бездомных животных?..

И где охрана граждан?

Понятно, что частные приюты общей вместимостью менее 200 собак и кошек не решат проблемы областного центра. Преданных людьми уличных животных – голодных, затравленных и зачастую озлобленных – уже не назовешь друзьями человека. В этих стаях свои жестокие законы. Здесь быстро гибнут потерявшиеся домашние любимцы, подвернувшиеся под расправу ослабленные или травмированные животные. Со стороны ульяновцев постоянно поступают жалобы на уличных собак.

Формально за благоприятное положение ульяновцев в этой сфере отвечают коммунальные службы города. Но на деле решение проблемы происходит только через два ресурса – отстрелы животных и два маленьких приюта. За скобками остаются домашние мини-приюты – крайне нежелательный путь спасения «братьев меньших». Отстрелы противозаконны, производятся негуманно, травмируют психику горожан, особенно – детей. Очевидно, что на данный момент приютов в городе должно быть больше, и они должны финансироваться из бюджета.

30 сентября Законодательное Собрание Ульяновской области приняло законы «О регулировании некоторых вопросов в сфере содержания домашних животных и обращения с безнадзорными домашними животными в Ульяновской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по отлову безнадзорных домашних животных» (выделено автором – ред.). Но они содержат массу неточностей и фактически только задают направления для развития охраны животных, не предлагая конкретных гуманных решений.

О животных в Ульяновске много говорят, но абсолютное их большинство все так же предоставлено само себе.

Александр Брагин