Посёлок Пригородный, который расположен в трёх-четырёх километрах от западных окраин Ульяновска, получил своё название около 60 лет тому назад при создании одноимённого совхоза, занимавшегося животноводством и овощеводством. Здесь были оборудованные животноводческие фермы, прекрасно оснащённые теплицы для выращивания рассады овощных культур.
Десятилетиями люди, поселившиеся в посёлке, работали в совхозе, получали государственное жильё, обслуживаемое этим крепким хозяйством, Но грянули лихие 90-е, и сельское хозяйство в нашей области, как, впрочем, и по всей России, рухнуло. Не обошла эта беда и «Пригородный». Однако люди, которые много лет исправно кормили ульяновцев, остались. Остались и их посёлки, и жильё, на которые теперь взглянуть без слёз невозможно.
К теплицам были подведены свет и газ. После того, как совхоз прекратил своё существование, фермы были разграблены и из теплиц воры унесли всё, что можно было унести. Теперь в таком виде их умудрились продать… под жильё.
А во что превратили дом культуры, перед которым стоит памятник Ленину (его пьедестал исписан граффити)! Все до одного окна выбиты, внутри всё разбито и растащено. Дому культуры предоставили помещения в здании бывшего интерната, но они совершенно не отвечают современным требованиям: бывшие кружки и секции ютятся в крохотных комнатёнках, где ни к мероприятиям не подготовиться, ни полноценную репетицию провести. Спортивных секций для детей нет вообще.
Местные жители остаются настоящими патриотами: они любят свой посёлок, ни за что не хотят уезжать отсюда. Более того, они отстраивают современные дома, капитально ремонтируют построенные ещё в советские времена, подтверждая тем самым, что пустили здесь глубокие «корни» и прочно привязаны к своему, в общем-то, уютному посёлку.
Но, вот две взаимосвязанные беды преследуют сельчан уже несколько лет, как раз с тех пор, когда угас совхоз: дороги и уличное освещение. Первые не ремонтировались более десяти лет, поэтому по всему посёлку вместо асфальтового покрытия сплошные ухабы, которые в сухую-то погоду преодолеваются с трудом, а после дождя и вовсе непреодолимы. Чего только стоит перекрёсток между улицами Молодёжной и Новой, по которому дети ходят в школу – перейти его можно лишь вдоль забора. Без болотных сапог здесь не обойтись, – во-первых, чтобы не утонуть в непролазной грязи, а, во-вторых, чтобы не окатили этой же грязью проезжающие машины. Более-менее прилично в посёлке выглядит магистральная улица Фасадная, проходящая сквозь посёлок, по которой следует пассажирский транспорт и на которую выходят другие улицы. А жители 3-го переулка Молодёжного не стали дожидаться милости от властей, асами, как могут благоустраивают его. Поэтому пройти и проехать по нему не так сложно, как по соседним улицам,
На улице Садовой, состояние которой ничем не лучше других – Школьной, Зелёной, – находится медицинская амбулатория. Каково нездоровым людям идти по лужам, грязи и колдобинам? А как должны одеваться и во что обуваться большинство жителей Пригородного, которые работают или учатся в Ульяновске? Ведь, для того, чтобы дойти до остановки маршрутки, они вынуждены преодолевать всё это безобразие и ехать в областной центр перепачканными по уши. Словом, возможности одеться прилично местные жители не имеют.
А теперь о второй беде -уличном освещении, которое отсутствует здесь уже четвёртый год. Кстати, бывший совхоз, на балансе которого были и дороги, и освещение, и ЖКХ, содержал всё это хозяйство в приличном виде. А, когда «Пригородный» приказал долго жить, то разом погасли все уличные фонари, большинство из которых сняли под предлогом замены электропровода. Некоторые из них до сих пор красуются на столбах, но что от них проку? Жителям обещали провести новую электрификацию к марту 2008 года и даже поставили столбы, но далее этих действий дело не пошло: Пригородный по-прежнему пребывает в кромешной тьме, жители уезжают и возвращаются с работы и учёбы по разбитым дорогам в полной темноте. То, что таксисты отказываются ехать сюда ещё полбеды, а вот когда «скорая помощь» не едет к домам из-за той же темноты и труднопреодолимых колдобин, это уже полная беда. Врачей нужно встречать только выходя на улицу Фасадную, которая освещается за счёт света из окон жилых домой и фонарей, установленных жителями самовольно. Кстати, за попытку самовольной установки фонарей сельчанам грозит штраф в десять тысяч целковых. Хорошо хоть, что не предусмотрены никакие санкции за передвижение по посёлку в тёмное время суток с фонариками. Какой же выход из этого тупика? Кто может ответить на этот вопрос?
Как это не покажется парадоксальным или даже смешным, но жители с нетерпением ждут морозов и вообще зимы, потому что снег скроет на время весь этот бардак, да и чуть-чуть станет посветлее. Как говорят сами сельчане, из-за этих неудобств они изнашивают обувь в три раза быстрее. Вот почему две эти проблемы взаимосвязаны: при свете хоть видны колдобины и грязь, в которой не ровён час недолго и потонуть.
Два года назад инициативная группа жителей, возглавляемая Н.А, Захаровой, проживающей на улице Новой, обратилась в администрацию железнодорожного района (это придумал какой-то чиновник, явно не дружащий с географией, ведь в посёлок можно попасть только через Засвияжье), в мэрию Ульяновска и даже в правительство области с этими проблемами и получила отписки вот такого содержания: «…работы по строительству сетей уличного освещения и ремонту дорог в пос. Пригородный включены в муниципальную целевую программу «Развитие сельских населённых пунктов, входящих в состав муниципального образования «город Ульяновск» на 2008-2012 г. г.» Работы по строительству сетей уличного освещения планировались на 2008 год, но из-за отсутствия финансирования не были выполнены. Выполнение программы по строительству электрических сетей перенесено на 2009 г. Работы по ремонту дорог запланированы на2009 г.» А в ответе заместителя мэра чёрным по белому написано: «В связи с дефицитом бюджетных средств в проекте бюджета 2009 года строительство сетей уличного освещения не предусмотрено». Как же это прикажете понимать, господа?
Кстати, по поводу «потонуть», В Пригородном много двухэтажных домов, доставшихся жителям от советской власти, А вот централизованной канализации так и нет. Чуть ли не у каждого дома индивидуальный слив, который очень быстро заполняется, Поэтому выгребные ямы регулярно откачивают машины, с которыми владельцы квартир заключают договора и платят за эту услугу 56 руб. в месяц с человека. (Частники решают эту проблему самостоятельно). Так вот, около центральной остановки в жилом квадрате (двухэтажки образуют здесь форму квадрата – отсюда и название) между улиц Школьной, Садовой и Фасадной такой слив пришёл в негодность, поэтому очень часто нечистоты выливаются наружу, особенно весной во время снеготаяния, и заполняют всё пространство между домами, образуя уникальное по содержимому и запахам озеро. Жители дышат таким «амбре», что хоть святых выноси. Этот квадрат становится непригодным для людей, особенно тех, у которых заболевание дыхательных путей. Если откачивающая машина задерживается, то случается катастрофа. В прошлом году в этом колодце утонул мужчина. После этого его укрыли досками,
Раз уж мы завели разговор о нечистотах, то будет уместно сказать о мусоре, Бытовой мусор вывозит машина, приезжающая в Пригородный три раза в неделю, за что буквально обязывают жителей платить почти 70 руб, в месяц с человека. И снова несуразица: люди платят за услугу, которой не могут пользоваться, ведь машина приходит в два часа дня, когда основное население на работе или учёбе. Вот и избавляются они от мусора как могут: одни сжигают его, что может привести к пожару, другие, что выглядит анекдотично, увозят его с собой в город. Не проще ли поставить контейнеры, чтобы жители могли выбрасывать отходы в удобное для них время. Они готовы платить и больше, лишь бы услуга была удобной и доступной.
Остаётся только посочувствовать жителям Пригородного: почему их посёлок, входящий в черту города, выглядит хуже, чем какая-нибудь сельская глубинка? Когда же для них закончится вся эта вакханалия?