В ноябре в России отмечают Международную неделю качества. Цель – привлечь внимание общественности к проблемам качества товаров и услуг: от этого зависит настроение людей, их здоровье и даже жизнь. Вопросы качества товаров и услуг, сертификации, технического регулирования обсудили участники круглого стола «ДО».

Участники круглого стола:

# Елена Дубовицкая замначальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области

# Николай Коваль заместитель директора ООО «СК», эксперт по сертификации систем качества

# Константин Толкачев юрист Центра защиты прав потребителей

# Рустам Сафин заместитель главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области»

# Екатерина Сорокина заместитель главного инженера по управлению качеством ООО «Газстрой»

# Марина Хлопянова заместитель директора по сбыту ООО «СМК»

# Вера Юдаева директор Учебно-консультационного центра качества Ульяновской торгово-промышленной палаты

«ДО»: Какие меры по регулированию качества продукции, на ваш взгляд, нужны, а от каких можно отказаться?

Рустам Сафин:

– Без государственного регулирования обойтись никак нельзя: в России – свое-образный менталитет, мы не можем без каких-либо рамок. Сейчас, когда госконтроль становится слабее и многое отдается на откуп бизнесу, производители должны сами серьезно относиться к качеству и безопасности своей продукции. В частности, на это нацелена система качества ХАСПП. Самоконтроль должен быть! И здесь стоит взять на вооружение зарубежный опыт: там производители брак не скрывают, отзывают всю партию для утилизации. У нас это бывает не всегда. А контролирующие органы, естественно, не в состоянии полностью уследить за теми недостатками, которые могут происходить на предприятии.

Елена Дубовицкая:

– Нельзя рассматривать проблемы качества продукции без вопросов ее безопасности. Качество продукции, в общей формулировке, – совокупность определенных характеристик, свойств, которые при определенном способе использования и употреблении удовлетворяют потребности человека. А безопасность продукции – более глубокое и емкое понятие: это состояние обоснованной уверенности в том, что продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущего поколений.

В нашем обществе создан ряд служб, которые в рамках своих полномочий осуществляют государственный надзор и контроль над качеством и безопасностью продукции.

Наша служба при проведении оценки качества продукции проводит и оценку показателей безопасности пищевой продукции и непродовольственной группы товаров. В случае, когда продукция находится на стадии создания, в период постановки ее на производство промышленным предприятием, огромную роль в обеспечении качества и безопасности играет внедрение систем управления качеством, а также сертификация производства. Последующий оборот этой продукции требует того, чтобы все первоначальные этапы были выполнены на должном уровне, только в этом случае продукция действительно является именно того гарантированного качества, которое заявил изготовитель.

И еще один момент, который всегда надо учитывать: на стадии, когда готовая продукция еще не поступила в продажу, действует механизм оценки и подтверждения соответствия через систему декларирования либо обязательной сертификации. Все мы знаем о том, что с 15 февраля 2010 года отменена система обязательной сертификации продукции, и те сертификаты соответствия, которые предприятие имело на свою продукцию, действуют до окончания их срока. Затем документы должны быть приведены в норму путем оформления декларации о соответствии. Но надо отметить, что ряд пищевых продуктов (молоко, молочная, масложировая, соковая, овощная продукция) сейчас находится в обороте при подтверждении соответствия требованиям технических регламентов. Требования этих регламентов, в частности, заключаются в том, что необходима декларация о соответствии.

Поэтому те моменты, которые присутствуют при постановке продукции на производство, в процессе ее производства и выпуска ее в оборот как раз проводятся самим хозяйствующим субъектом – по обеспечению показателей и качества, и безопасности.

Вера Юдаева:

– Закон о техническом регулировании, в котором мы копируем западную модель управления качеством, в первую очередь, направлен на решение проблемы безопасности продукции и проблемы введения в заблуждение потребителя.

Сейчас, согласно законодательству, раз в три года контролирующие органы, такие как Ветнадзор, Роспотребназор, имеют право, заранее предупредив о своем визите, прийти на предприятие и проверить его!

Идея была хорошая – дать развиваться бизнесу. Но считаю, что государственное регулирование должно быть строже: все-таки производители не совсем еще готовы к такой свободе, к рыночному регулированию качества продукции. В результате на рынке имеем то, что имеем. Более того: как известно, «болезнь» лучше предупредить, чем лечить ее последствия. Так почему бы на законодательном уровне не предусмотреть превентивные меры, когда за качеством продукции следят до того, как эта продукция попадет на прилавок. А что касается потребителей, они пока еще не привыкли отстаивать свои права, тем более в судебном порядке.

Елена Дубовицкая:

– Позвольте не согласиться. Например, в нашем Управлении с каждым месяцем количество обращений недовольных граждан увеличивается многократно. У нас организован прием жалоб, обращений граждан не только в письменной форме, ведется ежедневный прием в общественной приемной, работает «горячая линия», организован прием жалоб на нашем сайте. Мы реагируем на все формы жалоб, проводим внеплановые проверки, отбор продукции, экспертизу в лаборатории.

Николай Коваль:

– В принципе, сколько мы ни занимаемся вопросами качества, дальше разговоров проблема не идет. Не решаются они по двум причинам. Нет единения всех надзорных государственных служб, единого координатора. Каждый варится в собственном соку, и у каждого собственная точка зрения на решение данной проблемы. Нет у нас в области единой программы в сфере решения вопросов качества, как например, в Японии. Должна быть координация со стороны регионального руководства!

Между тем я глубоко убежден, что вопросы качества, безусловно, можно решить – даже при том законодательстве, которое на сегодняшний день существует.

Мешает коррумпированность, никуда от этого не деться. Это же закон сообщающихся сосудов: производитель в любом случае пойдет по пути наименьшего сопротивления там, где проще решить аварийную ситуацию по сбыту продукции.

Что касается дополнительных органов по сертификации, то здесь тоже действует закон сообщающихся сосудов: где меньше требуют, туда предприниматели больше идут. Тем самым, низводят сертификацию в разряд простой бумаги. Хотя когда мы создавали сертификацию в девяностых годах, ставили задачу, что сертификация – это, прежде всего, внедрение новых и доведение внедренных технологий производства продукции до того уровня, когда гарантируется качество и безопасность производимых товаров. Но эту идею хороним за счет создания конкурирующих органов.

Хотя я всегда говорю, что производителя нельзя судить, не побывав в его шкуре. Надо понимать, насколько сложны его вопросы, как часто производитель не умышленно, а вынужденно идет на нарушения качественных показателей продукции: молодые ребята – руководители новых производственных площадок, не имея опыта, вынуждены постигать науку менеджмента на своих ошибках и т.д.

Вопросы, касающиеся качества товаров и услуг, можно полностью отдавать на откуп рыночному регулированию. Но только в том случае, если будет нормальная реальная конкуренция. Однако исключать надзорные органы нереально, без них не обойтись. Хотя только «кнутом» проблему решить невозможно.

Рустам Сафин:

– Сегодня изменилась технология производства пищевых продуктов, производители стараются увеличить сроки годности, применяют различные консерванты, тоже являющиеся чужеродными загрязнителями, которые при неумелом или недобросовестном использовании могут отрицательно повлиять на здоровье человека.

Есть специальные нормирующие документы, которые устанавливают требования к оценке безопасности продукции, действуют единые санитарно-гигиенические требования к продукции, подлежащей государственному надзору. Они были приняты в связи с образованием Таможенного Союза и действуют с 1 июля 2010 года.

Ряд продукции подлежит государственной регистрации, это 11 групп наименований продукции: не только пищевые продукты (минеральная вода, спиртные напитки, в том числе пиво), но и товары непродовольственной группы. Все остальное подлежит сертификации – обязательной или добровольной.

«ДО»: Почему же в нашей стране тормозится утверждение технических регламентов?

Николай Коваль:

– Не было заинтересованности. Когда-то нас убеждали в том, что предприниматели сами решат этот вопрос для создания и разработки техрегламентов, без бюджетных средств. Эта идея утопла. Ни бюджета, ни инициативы.

За семь лет действия Закона о техническом регулировании ввели порядка четырех десятков техрегламентов, а планировали в 2002 году около тысячи. Сегодня принято решение, что мы техрегламенты не будем разрабатывать, а станем использовать разработки Беларуси, Казахстана, которые далеко продвинулись в этом вопросе.

«ДО»: А как ведется контроль над качеством продукции на предприятиях?

Марина Хлопянова:

– В состав Симбирской молочной компании входят два завода: Старомайнский молочный и Тереньгульский маслодельный. Вся продукция нашей компании была сертифицирована до 1 июля 2010 года, то есть до введения Таможенного Союза. Мы имеем сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения, полученные на основании экспертного заключения в аккредитованных лабораториях в соответствии с техническим регламентом, на молоко и молочную продукцию.

На наших заводах имеются аттестованные лаборатории, которые проводят анализы согласно плану производственного контроля, в соответствии с ГОСТом и техническим регламентом.

Большая ответственность при выработке продукции лежит, безусловно, на лабораториях заводов. Их специалисты принимают сырье, сортируют его, а затем контролируют весь технологический процесс. За время выработки только одного вида продукции лаборанты делают не менее 20 видов анализов.

Политика нашей компании – работать только с проверенными поставщиками, сырье которых прошло неоднократную проверку. Именно это позволяет руководству компании быть уверенным во вкусовых и биохимических свойствах продукции.

Но на этом контроль не заканчивается. Продукция, которая идет в реализацию с заводов, еще раз проходит контроль специалистами отдела качества СМК, прежде чем попадает на стол потребителя – с помощью таких приборов, как лактан (плотность, жирность, белок), PHметр (кислотность кисломолочной продукции), контрольное взвешивание. В условиях кризиса важно не только не уронить планку качества продукции, но даже ее повысить, чтобы привлечь покупателей, не снизить спрос.

Рустам Сафин:

– Технические регламенты имеют статус закона, их исполнение обязательно, а неисполнение влечет соответствующие меры. Они добавили несколько новых показателей, как по качеству, так и по безопасности. То, что молочная компания организовала на производстве лабораторный контроль, говорит о том, что здесь поддерживается стабильная система качества. И это прекрасно!

Если предприятие такой возможности не имеет, то есть ряд аккредитованных лабораторий, которые проводят весь спектр исследований. Как пример приведу ситуацию, которая сложилась на одном ульяновском молочном комбинате. Не сквашивался кефир. Оказалось, что в сырье были обнаружены антибиотики, которые подавляли естественный рост нормальной миклофлоры для производства кефира.

Наши молочники подчас используют сборное сырье из разных хозяйств, так что такие показатели, как радионуклиды, ГМО и т.д., должны постоянно контролироваться.

Екатерина Сорокина:

– Наша организация занимается производством бытовых отопительных котлов и систем автоматики безопасности к котлам. На выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, разрешение на применение. ООО «Газстрой» имеет современную производственную и техническую базу для создания отопительного оборудования. Двадцатилетний опыт работы нашего предприятия на рынке отопительного оборудования позволяет максимально удовлетворять ожидания потребителей при эксплуатации нашей продукции.

Наша компания имеет собственный конструкторский отдел, укомплектованный современной технической базой и высококвалифицированными специалистами-разработчиками, что позволяет нам заложить основные принципы качества на этапе проектирования продукции. Наличие на предприятии технологического отдела, отдельного экспериментального производства и лаборатории надежности обеспечивает постановку на производство отопительного оборудования любой сложности в короткие сроки. Действующая система менеджмента качества ООО «Газстрой» сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) и гарантирует стабильный серийный выпуск продукции.

Выпускаемое отопительное оборудование проходит многоступенчатый контроль качества: от входной проверки материалов до контроля готовой продукции. Наличие на предприятии отдела маркетинга и стратегического развития позволяет осуществлять обратную связь с потребителями для усовершенствования выпускаемой продукции. Сервисная сеть обслуживания нашей продукции в регионах России обеспечивает консультационную, гарантийную и послегарантийную поддержку.

Все это позволяет нам сохранять основные преимущества нашей продукции: экономичность, экологичность, безопасная и надежная работа при длительных периодах необслуживаемой эксплуатации.

Вера Юдаева:

– Мне в какой-то степени нашего производителя жалко, он тоже страдает от неразберихи, которая длится столько времени. В феврале этого года президент России Дмитрий Медведев поторопил правительство с принятием техрегламентов.

И что получилось? В принятых техрегламентах четко не определены нормы и понятия, что привело к их неверному толкованию. Так, к примеру, по молоку столько уже вносили изменений в техрегламент, столько дебатов было, чем отличаются понятия «молоко» и «молокосодержащие напитки»… А в итоге отсутствуют методы испытания продукции, которые бы подтвердили, что же приобретает покупатель – натуральное молоко или молокосодержащий напиток. Это касается и других техрегламентов. В итоге потребитель оказался введен в заблуждение: что же он приобретает? И его безопасность сейчас полностью зависит от честности производителя.

Первоначальная задача Закона о техрегулировании – привести вопросы безопасности продукции в соответствие с международными требованиями. А это значит, что нам нужно гармонизировать нормативную базу с ЕЭС, ВТО. Так кто же должен разрабатывать эти нормы? Производители? Получается, что так!

Сейчас торопят принять техрегламенты по рыбе, алкоголю. Но вряд ли это возымеет положительный эффект. Для решения проблемы можно было бы предложить вернуться к системе, когда в определении показателей продукции участвовали отраслевые НИИ. А пока участвующие в этом процессе бизнес-ассоциации только лоббируют собственные интересы.

Елена Дубовицкая:

– На сегодняшний день в разработке находится целый ряд технических регламентов: на алкоголь, на рыбу и рыбопродукты, на мясо и мясо птицы, на хлеб и кондитерские изделия и т.д. Хотела бы сказать, что те регламенты, которые есть и исполнение которых мы контролируем (в частности, по пищевым продуктам), имеют очень важные цели. В первую очередь, это защита жизни и здоровья населения. А вторая цель – предупреждение введения в заблуждение потребителей относительно состава, свойств и качества продуктов.

И это очень нужные документы! Ведь в рамках Закона о техническом регулировании в случае выявления в обороте некачественной продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, предусматривается процедура изъятия из оборота всей партии. Раньше таких полномочий не было!

«ДО»: Какие меры, на ваш взгляд, будут эффективны в решении проблемы качества продукции?

Екатерина Сорокина:

– Более семи лет прошло с провозглашения начала реформы технического регулирования в России. Закон о техрегулировании призван был выстроить систему взаимоотношений между государством и бизнесом, при которых роль ответственности бизнеса должна повышаться. Закон якобы направлен на защиту жизни людей, охрану окружающей среды и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

При этом требования и нормы обеспечения их безопасности излагаются в технических регламентах. Наши котлы и система автоматики безопасности попадают под техрегламент «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», который вступит в силу с 1 января 2011 года. На наш взгляд, в техрегламентах не в полном объеме установлены требования, выполнение которых обеспечивает безопасность выпускаемой продукции, отсутствуют конкретные требования к процессам производства, обеспечивающим ее безопасность, не установлены четкие требования к используемым материалам.

Стандартизация должна оставаться в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики. В первую очередь, потребителям, а также и нам, как добросовестным производителям, хотелось бы видеть в технических регламентах конкретные ссылки на государственные стандарты. Стандартизация, совмещенная с законодательством, будет способствовать более эффективному регулированию качества продукции.

Вера Юдаева:

– Считаю, что на уровне государства должна быть четко определена политика в области безопасности и качества продукции. Она должна включать сбалансированный комплекс правовых мер управления. У нас существуют стандартизация, аккредитация, подтверждение соответствия продукции, систем качества требованиям и контроль со стороны государственных органов, но они должны учитывать реальное состояние российского рынка и перспективы его развития. В том числе расширение его границ.

Константин Толкачев:

– На мой взгляд, тенденция по минимизации регулирования со стороны государства во многом позитивна. Государство свою роль выполняет, но кто, кроме нас самих, в первую очередь, озаботится вопросами качества продукции? Так что стоит обратить внимание на необходимость создания системы общественной поддержки этой проблемы.

Было бы очень важным и значимым развитие независимых некоммерческих структур, где граждане или организации могли бы по заявлению протестировать тот или иной товар. Мы несколько лет ведем разговор о том, что было бы уместно создать в Ульяновской области региональную программу по защите прав потребителей. В рамках этой программы – прописать возможности и общественной организации, и госорганов, которые помимо того, что прописано в регламенте, могли бы инициировать соответствующие мероприятия. На мой взгляд, это будет достаточно эффективно.

Что касается развития системы добровольной сертификации, мне кажется, со временем сами производители товаров начнут понимать: для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, им нужно доказывать, что их продукция все-таки качественная.