Донести свою позицию, произвести впечатление, быть услышанным и правильно понятым – естественное и оправданное желание любого политика. Однако, в этом своём стремлении, они часто руководствуются ложными, либо ошибочными представлениями о том, как и посредством чего этого можно достигнуть.

Самонадеянное следование принципу «я сам знаю, что нужно моим избирателям», обрекает многих из них на непонимание, неприятие и, в конечном счёте, на отторжение со стороны именно тех, чьей поддержкой они хотели бы заручиться.

Анализируя и оценивая информационную политику различных ветвей власти, партий и политических деятелей, всё чаще приходится убеждаться в том, что подавляющее большинство из них имеют весьма туманное представление об объекте своих информационных усилий.

Удивительно, но политической элитой оказались незамеченными колоссальные изменения, которые произошли в психологии масс за последние годы. Сегодняшний россиянин – это уже во многом другой человек, чем тот который был 15, 10 и даже 5 лет назад. Смена социального строя повлекла за собой серьёзнейшие изменения в его запросах, потребностях, мотивациях и степени информированности, а это, в свою очередь, сказалось и на системе его ценностных ориентаций.

Говорить с современным человеком на принципах и языке советского агитпропа, как это в большинстве случаев делают наши власти и политики, сегодня, по меньшей мере, наивно и непродуктивно.

Нашего современника всё меньше интересуют грандиозные планы партии и правительства. Ему, в общем-то, всё равно: будет ли его город называться Ульяновском или Симбирском, и будет ли он провозглашен «авиационной столицей» страны. Но ему далеко не безразлично, что смогут получить от реализации того или иного разрекламированного властями инвестиционного проекта он сам, его родные и близкие. Обречённый выживать, опираясь исключительно на собственные силы и личную предприимчивость, он пытается в любой новации властей разглядеть практическую для себя пользу. И, если за очередной инициативой властей он не усматривает ничего кроме демагогии и популизма, то и демонстрирует соответствующее к ним отношение. Его политические симпатии и предпочтения сегодня намного сильнее, чем в прошлые годы диктуются соображениями здравого прагматизма. Коллективистские ценности, присущие нашему недавнему прошлому, заметно сдают свои позиции.

Вместе с тем, очевидно, что выстраивать отношения с обретающим новые качественные характеристики избирателем, ни власть, ни основная масса политиков пока ещё не умеют. В этом несложно убедиться, посетив Интернет и ознакомившись с тем, какие вопросы поднимают в своих постах и комментах ульяновцы, и на какие темы предпочитают рассуждать в своих блогах власть и политики. Бросается в глаза глубочайший разрыв между тем, что политики говорят, и тем, что население хотело бы от них услышать. Ситуации подобного рода – всегда прекрасный шанс проявить себя тем, кто лучше понимает происходящие в электоральной среде процессы и чья деятельность в наибольшей степени соответствует доминирующим общественным тенденциям и настроениям.

Николай Васин, политолог