В экспозиции первого в России музея знаменитого советского художника Аркадия Пластова – более 200 картин. Самое известное полотно художника – “Фашист пролетел” – хранится в Третьяковской галерее.
Пожалуй, самое известное произведение Аркадия Пластова – картину “Фашист пролетел” – в Ульяновске можно увидеть только в формате копии. Само полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее. Зато в вновь открывшемся музее художника все экспонаты-подлинники, и теперь посмотреть их может любой желающий, хотя еще недавно в этих стенах можно было увидеть только рулетку и игровые автоматы (здесь находилось казино).
И это непоследняя удивительная особенность первого в стране музея Пластова. Так, например, идея создания мемориала родилась у двух бывших милиционеров – Сергея Степашина и Сергея Морозова. Оба оказались поклонниками таланта художника.
“Экспонировали часть картин у нас в Счетной палате на международной конференции, – рассказывает председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. – Мне интересно было, как среагирует председатель Счетной палаты Германии Дитер Энгельс на картину “Фашист пролетел”, он долго стоял около неё, но он оказался социал-демократом и полостью разделил идею картины”.
Помимо крупных работ, посвященных родной ульяновской деревне Прислониха, Пластов увлекался портретами. Писал простых людей, односельчан. И, наверное, больше ни в одном музее не увидишь, как собственные портреты рассматривает натурщица Валя Волкова.о было в 1956 году. Сегодня Валентина Васильевна вспоминает, что, несмотря на авторитет художника, для 9-летней девочки позировать было тяжеловато, но почетно.
“Нет, мы никто не просили, дядя Аркаша сам выбирал – кого писать, кто ему нравился – того и писал, – рассказывает односельчанка Аркадия Пластова Валентина Волкова. – Вот я никак не хотела, чего там в 9 лет, кому охота по три часа сидеть в одной позе, тем более лето, все гуляют”.
Всего в экспозиции – более 200 картин, кроме того, в музейный интерьер органично вписались некоторые личные вещи Пластова. Его этюдник, кисти, масло. Работники музея уверены: незримо здесь присутствует и сам художник.
Над созданием экспозиции потрудились и потомки Аркадия Пластова. Внук Николай нашел и отреставрировал фотографии, сделанные в 40 годах, а вот работ правнучки Арины здесь пока нет, хотя талант к изобразительному искусству, похоже, переходит в семье по наследству.
“Рисую, просто кому-то это дано от Бога, с трех лет рисуют, а кто-то учится, – рассуждает правнучка художника Арина Пластова. – Я занимаюсь ювелирным делом”.
Открытие самобытного музея Аркадия Пластова – это очередной поворот истории. В начале прошлого века в этом здании выставлялись самые первые работы художника. Спустя столетие картины вернулись, и теперь творческое наследие вновь доступно.
Сергей Арсеничев