Один из вечеров с «нескромным» актером.

Справка Времена.ру Станислав Андреевич Любшин, народный артист РСФСР. Родился 6 апреля 1933 г. в селе Владыкино в Подмосковье. В 1959 г. окончил театральное училище им. Щепкина. Служил в театрах «Современник», на Таганке, им. Ермоловой, на Малой Бронной, МХТ им. Чехова. По опросу журнала «Советский экран» признан лучшим актером 1968 г. (за роль в фильме «Щит и меч») и 1979 г. («Пять вечеров»). Снимался почти в 60 фильмах, среди них «Альпийская баллада», «Красная площадь», «Монолог», «Не стреляйте в белых лебедей», «Кин-дза-дза!», «Увидеть Париж и умереть», «Кадриль», «Ермоловы».

Знаете, за что люблю Станислава Любшина? Актер обладает удивительной способностью делать явственной духовную жизнь персонажей, он словно просвечивает героя насквозь.

Вспомните Ильина из «Пяти вечеров». Нереализованность, неприкаянность, усталость, излом судьбы, а еще надежда – бессмысленная, живучая, спасающая… Актер раскрывает мучительно сложный внутренний процесс: состоялась жизнь или нет? Так ли герой прожил жизнь, как хотел, не изменяя себе, тем нравственным ценностям и идеалам, которым был верен в юности, или прожил, как получилось, подчиняясь обстоятельствам? Обладая искусством неординарного видения человека (ах, эта особая любшинская интонация надлома, «приправленная» спасительной иронией!), он играет самое трудное: конфликт человека не с другими людьми и не с окружающей реальностью, а с самим собой.

Любшин жалеет, что в театре не сыграл князя Мышкина, дядю Ваню и Хлестакова. А в кино мог сыграть Андрея Рублева и князя Болконского. Я же обожаю фильм «Пять вечеров» и считаю, что в этой картине он сыграл одну из лучших своих ролей.

– Станислав Андреевич, часто пересматриваете фильм?

– Да, хорошие там артисты играют – мне это тоже бросилось в глаза. Понимаете, «Пять вечеров» – это моя судьба. Когда я в «Современнике» увидел этот спектакль, на меня он произвел такое впечатление, что сразу запомнил все роли и все мизансцены. Случилось так, что меня срочно ввели в спектакль (правда, на роль Славки, а не Ильина) вместо Олега Табакова. А дальше новый поворот. Драматург Александр Володин, посмотрев спектакль Олега Ефремова «Пять вечеров», остался не очень доволен. А Галина Волчек сделала новый вариант, который Володиным был принят очень хорошо. И я поверил в себя. А потом через много лет мне Никита Михалков сделал такой подарок – роль Ильина. Кстати, я никогда в жизни не встречал такого уважительного отношения к актеру со стороны режиссера, как это было в работе с Никитой. Обычно режиссеры спешат показать, как надо играть. Я попросил Михалкова не показывать. У нас с Гурченко была неделя. Мы просто сидели и вчитывались в текст, размышляли, думали. А когда во мне что-то созрело – как мне показалось, – стал проигрывать. Говорю – я бы так сыграл. А Никита предлагает – теперь давай по-моему. Первый дубль – играю свой вариант, второй – его. Потом еще один дубль, еще… В общем, режиссер давал возможность сыграть, как ты хочешь и сколько хочешь, и это создавало потрясающую атмосферу на съемках. Снимали с девяти утра до девяти вечера. А Володин все время приезжал с бутылкой коньяка и ждал, нервничал – когда же у нас перерыв-то будет? У нас одна актриса из театра 13 раз смотрела «Пять вечеров».

– Знаю, что после окончания Щепкинского училища вас пригласили сразу в 27 театров! Последние 30 лет – вы актер в МХТ. Какая роль дала ощущение того, что не зря служите театру столько лет?

– Вы меня застали врасплох… Думаю, мне все мои роли подтверждали, что я не ошибся в жизни. Не ошибся с выбором профессии и театра. Потому что, если бы я признался, что ошибся, что бы я тогда сейчас делал? Может, это звучит и нескромно… Хотя попал я в профессию очень стихийно. Не предполагал, что такое в жизни произойдет. Но случилось. Извините, если что не так.

– А как попали-то?

– Я летчиком хотел быть и разведчиком. В детстве пытался на фронт убежать. И мать моя, которая на скотном дворе работала, организовала в совхозе драмкружок. Из всех деревень вокруг приезжали смотреть. Она красивая женщина была, героинь играла. Ну и я в драмкружке занимался – в школе, техникуме. А когда учился в кислородно-сварочном техникуме, ходил по театрам, впервые попал во МХАТ на «Трех сестер». Услышал фразу: «В Москву, в Москву!» – и со мной что-то случилось…

– Чем современен «Обрыв» в трактовке вашего театра?

– Я очень суеверный человек. Никогда не говорю о спектакле заранее. Вот наговорю вам, зачем и о чем, потом выйду на сцену – и ничего не получится. Или получится так, что я вам все рассказал и вроде бы уже сыграл. А че я тогда на сцене буду делать? Вот у нас Олег Палыч Табаков строит новый театр, каким он его видит. К нему цепляются, привязываются – не так! Но вот когда столяр работает, в этот момент его не надо дергать. Когда он выстругает что-то – тогда критикуйте или восхищайтесь.

– Судя по вашим ролям, особо близкие вам авторы – Шукшин, Вампилов, Володин, Чехов.

– Да, если все подсобрать – такое разнообразие получается. Буду нескромен – я актер характерный. Мне и чеховский Иванов близок, и чеховский же Черный монах, и современная история «Пять вечеров», и шукшинский герой из фильма «Позови меня в даль светлую», где я был и режиссером. Главное – надо все время размышлять. Природа у человека такая…

Татьяна Альфонская