Люблю ходить на фестивали, но не люблю о них писать. Потому что все высокопоставленные гости, рядовые участники и критики, как под копирку, произносят сплошь хвалебные речи. Потому что организаторы, вольно или невольно, предполагают, что, провернув столь нелегкое дело (говорю об этом без всякой иронии), они заслужили только лестные отзывы. … Когда три года назад Ульяновскому драмтеатру присвоили имя Гончарова, просто необходимо было творческое продолжение. Почему бы не объединить под одним флагом все театры, которые обращаются к произведениям нашего земляка? Идея хороша и создает хорошую репутацию и театру, и городу. К тому же несколько лет назад витала замечательная идея: проводить в Ульяновске шекспировский фестиваль, тем более, наш театр Шекспира «перелопатил» основательно. Не случилось, к сожалению.
А вот с Гончаровым дело пошло. За четыре года на новом всероссийском фестивале побывало 14 коллективов: из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Перми, Омска, Дзержинска, Тамбова, Липецка, Берлина. Чаще всего привозят«Обломова» в известной версии Михаила Угарова.
После фестивалей каждый раз звучат речи о «масштабном форуме, вписавшемся в социо-культурное пространство». А на сей раз официальные лица заявили, что «фестиваль стал знаковым событием, которое вписало Ульяновск во всероссийский театральный процесс ». Ну, вообще-то, в театральный процесс наш театр вписался давно, благодаря известному на всю страну режиссеру Юрию Копылову, призам на различных фестивалях, присуждению Госпремии России…
Перед открытием нынешнего, четвертого по счету фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене» было сказано, что наш форум переходит на двухгодичный цикл, то бишь следующий пройдет в 2012-м, в год 200-летнего юбилея Гончарова. Причина на поверхности: гончаровских постановок мало, за три года организаторы фестиваля «перебрали» практически все. Остались только (как сказала замдиректора театра Наталья Лютая) спектакли в Чехии и Великобритании. Правда, на закрытии директор департамента культуры и архивного дела Татьяна Ившина объявила, что через год герои Гончарова вновь встретятся на ульяновской сцене. Ну да ладно, организаторы разберутся. Дело в другом. В идее фестиваля изначально присутствовала некая неправильность, видимая даже не заинтересованным глазом. Не столь велико наследие нашего земляка. И столь же немногочисленны инсценировки его произведений (хотя столичный критик Анастасия Ефремова считает: «Пусть Гончаров написал мало. У нас есть такая великолепная возможность, мало того, что просто увидеть другие театры, что само по себе праздник, но увидеть, как эти театры восприняли, пропустив через себя, творчество Гончарова»). Но период таких самоубеждений все-таки прошел. Фестиваль нуждается в обновлении, в расширении границ, скажем, до эпохи Гончарова. Можно вспомнить авторов, близких писателю по духу, или его оппонентов…
Не нуждается в опровержении мысль о том, что за эти годы у нас побывали спектакли явно не фестивального уровня. И это все-таки снижает интерес зрителя. Ведь театралы приходят не просто для того, чтобы принять к сведению «есть и такой «Обломов». А для того, чтобы понять: в чем же вневременность и современность Гончарова, мыслей и чувств его героев? Мы изменились или просто оделись в другие одежды?
Я не нашла ответов на эти вопросы после завершающего фестиваль спектакля ульяновского театра «Фрегат «Паллада». Было заявлено, что режиссер Сергей Тюжин «стремился гармонично сочетать внешнюю эффектность (новейшие мультимедийные технологии) и глубину содержания». Двум экранам с невнятными документальными кадрами вряд можно присвоить статус «новейших технологий». Впрочем, дело не во внешних заморочках. Печально то, что веселенькая форма не имеет той самой «глубины содержания». Ну прыгают матросы через канат, ну поют похабненькие частушки, ну обсуждают офицеры, что кушать будут. Нет ни развития действия, ни психологизма, ни размышлений писателя, ради которых, собственно, и стоит ставить Гончарова. Есть винегрет, заполненный банальными актерскими и режиссерскими приманками. «Назначение театра в том, чтобы вывести человека из состояния душевной статики и лени». Это не я сказала, а режиссер спектакля «Обрыв» (МХТ) Адольф Шапиро. Бессмысленно обращаться к классике, чтобы в итоге поставить спектакль, после которого не о чем подумать, не о чем попереживать.
Ольга САВЕЛЬЕВА