Первая в мире установка для лечения детей с онкологическими заболеваниями, энергетический опытный реактор нового поколения, специальная добавка, повышающая качество асфальтового покрытия, светодиоды… всё это инновации. Те новшества, к которым относятся скептически. Те новшества, которые сделают нашу жизнь проще.

О инновациях региона рассказал директор департамента модернизации и развития региональной экономики Александр Смекалин.

– Александр Александрович, для начала хотелось бы узнать каков истинный инновационный потенциал нашего региона?

– Ульяновский область, с точки зрения развития науки инновации, имеет очень высокий потенциал, причем во многих отраслях. В первую очередь, это ядерные технологии. Основным звеном этого направления является научно-исследовательский институт ядерных реакторов (НИИАР) в Димитровграде. Если ранее инновационные технологии связывали только с энергетикой, то на сегодняшний день, и непрофильная деятельность в комплексе государственной корпорации по ядерной энергии «Росатом» составляет порядка 5 %. Госкорпорация пересмотрела свою стратегию и планирует в перспективе довести долю неэнергетической деятельности до 35 % в общей структуре своей экономики. В таком ключе НИИАР является уникальным учреждением, своеобразной площадкой, поскольку это единственный центр, который эксплуатирует все шесть действующих на территории Российской Федерации, типов исследовательских реакторов.

– Вот Вы сказали непрофильная деятельность, поясните, пожалуйста?

– Все отрасли, несвязанные с энергетикой. В первую очередь ядерная медицина. Сюда входит лечение и диагностика онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний. Некоторые из подобных технологий позволяют излечивать раковые заболевания с эффективностью почти на 90%. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), к примеру, на базе НИИАР уже начинает строительство первого крупнейшего в России центра высокотехнологичной ядерной медицины. Всего в программе запланировано – три подобных центра: ещё в Обнинске и Томске. Но первый будет построен в Димитровграде. Там уже установлены четыре излучателя. На данных реакторах можно генерировать радиоизотоп. Это будет первая в мире установка для лечения детей с онкологическими заболеваниями.

– Какие еще проекты, осуществляются на базе НИИАР?

– Огромные наработки есть в технологии обеззараживания продуктов питания, по очистке воды, сельское хозяйство, промышленности. Создается филиал научно-исследовательского ядерного института МИФИ. Открытие филиала московского учреждения «Росатома» в Димитровграде – вещь беспрецедентная. С 1 сентября 2011 года уже будет осуществляться набор студентов. Кроме того, начинается строительство энергетического опытного реактора нового поколения. Это один из первых проектов, который планируется реализовывать на базе частного государственного партнерства, в рамках которого будет создан 100 мегаватный реактор. Плюс начинается строительство седьмого исследовательского многоцелевого быстрого реактора – Имбир. Это очень крупный в мировом масштабе проект. И сейчас НИИАР работает в рамках международного центра коллективного пользования. Туда уже приезжают ученые из других стран для изучения определённых направлений, проведения опытов, экспериментов.

– Такие глобальные намерения наверное требуют больших затрат…

– Безусловно. Только в «Имбир» объем инвестиций доходит до 13,5 миллиардов рублей. Сумма конечно огромная. Но, окупает себя в разы. Согласно анализу экономическая эффективность от реализации этого проекта при выходе на полную мощность, для экономики России составит 35 миллиардов рублей в год.

На следующий год мы закладываем финансирование порядка 215 миллионов рублей. На создание нанотехнологического центра – около 50 миллионов. Кроме того мы планируем создать венчурный фонд – 150 миллионов рублей.

– А в Ульяновске есть ли инновационные проекты, заслуживающие внимания?

– Большой потенциал у сельскохозяйственной академии. Огромные наработки в развитии новых сортов овощей, создании технологий защиты продукции, развитии животноводства. По количеству патентов политехнический университет является одним из лидеров в РФ. Ульяновским государственным университетом и технопарком создано два научных образовательных центра в сфере нанотехнологий. Кстати, о достижениях, буквально недавно с одной из выставок вернулась наша группа специалистов, где мы получили пять медалей за изобретения, три из которых золотые.

– Это все государственные образовательные учреждения. А проявляют ли инициативу частные компании?

– Компанией «Диатомит-Инвест» в городе Инза самостоятельно сформирован научно образовательный центр по изучению, использованию полезных ископаемых, таких как диатомит. Они проводят там не только испытания изменений продукции, но и вырабатывают технологию выработки конкретного продукта. Компанией «Уником» создана специальная добавка, повышающая качество асфальтового покрытия. С её помощью гарантия использования дорожного полотна повышается с 5 лет как минимум до 15. Компания «Автоган» производит светодиоды. А это следующий этап от энергосберегающих ламп.

– С какими проблемами сталкиваются инновационные проекты?

– Понимаете, какое дело, сами изобретения, по сути, только идеи, которые нуждаются зачастую в коммерциализации. И мы, сейчас здраво осознаём, что для развития этой деятельности нужен серьёзный дополнительный толчок. Их нужно выводить на рынок. А с этим очень большие сложности. Ведь учёные и предприниматели, диаметрально разные люди. Самое главное их вовремя свести, состыковать. Здесь же ребром встает вопрос финансирования. Поскольку это инновация, проекты не сразу находят своего потребителя. Люди с опасением относятся к новшествам. Немалая сложность и грамотно упаковать продукт для придания ему коммерческой привлекательности. Это большая наша задача. Мы даже специально сейчас подписали соглашение с национальным листинговым агентством по созданию пресс-центра упаковки.

– Что делается для их решения?

– Не так давно был заключено соглашение о сотрудничестве с госкорпорацией «РОСНАНО». Правительством области в июле этого года одобрена Целевая программа на 2010 – 2014 годы, которая охватывает практически все сферы деятельности: от модернизации системы образования до внедрения инновационных разработок на действующих предприятиях и строительство новых производств. В её рамках планируется реализация как минимум 20 инновационных проектов в течение ближайших пяти лет. Сегодня на рассмотрении в РОСНАНО из Ульяновской области находятся 8 заявок на софинансирование. Нами также подана заявка на создание нанотехнологического центра. Предполагается, он будет заниматься поиском инновационных разработок и их упаковкой – коммерциализацией. Одним словом, поиском финансирования и внедрение продукта на рынок. Плодотворно занимаемся стимулированием спроса на инновационную нанотехнологичную продукцию. В частности, разрабатываем специализированную программу. Будет проведено комплексное исследование нормативной базы, изучена сама нанотехнологическая продукция, после чего будет сделан ряд законодательных инициатив по включению изменений в СНИПы, в технические условия. Кроме того, будет изучен рынок потребителей, потенциальных клиентов. Планируем также провести ряд презентаций.

– Какие механизмы поиска источников финансирования существуют?

– Не так сложно, как кажется. Во-первых, есть венчурные инвесторы, так называемые бизнес-ангелы. Это люди, которые готовы рискнуть своими деньгами, но при этом получить большую прибыль в перспективе. Они вкладывают средства в стартап на его дальнейшее развитие. Вообще, венчурные проекты очень высокоэффективны, поскольку это первый продукт и он не имеет конкурентов. Очень развита сеть предоставления грантов. Существует фонд «Дар». Программа «Умник» предоставляет гранты по 200 – 300 тысяч рублей молодым учёным, изобретателям на доработку своих изобретений, на их патентование. Есть система мер поддержки инновационных проектов, которые осуществляет фонд Бортника. В следующем году мы планируем и у нас в области создать подобный региональный венчурный фонд.

Мария Беляева