Если не принять срочных и кардинальных мер, жилые дома рухнут еще до окончания срока полномочий нынешнего мэра города Александра Пинкова.

Каким стало к сегодняшнему дню управление домами, со всей очевидностью показала ремонтная кампания в рамках 185-го закона. Начатая чисто бандитскими методами, без предварительного, еще на этапе формирования заявок на федеральное финансирование, согласования с жильцами объема работ и сметы, кампания, в погоне за освоением бюджетных миллионов, вылилась в сплошные авралы и халтуру. В домах срезается металлическое оборудование в отличном состоянии, а взамен устанавливается пластиковое и алюминиевое барахло. В нашу редакцию поступают жалобы от жильцов на то, что с новыми системами отопления люди в своих квартирах уже замерзают – это при 0 градусов по Цельсию – и намерены, кстати, отказаться от оплаты своей доли в стоимости капремонта. Все делается тяпляп, неквалифицированными кадрами и приведет в итоге к краху систем жизнеобеспечения в жилых домах Ульяновска. И делается это с ведома и по благословению чиновников в сфере ЖКХ.

На днях хороший репортаж на тему коррупции и воровства в жилищном хозяйстве показал телеканал НТВ. Речь шла о Саратове, но слово в слово как будто об Ульяновске. Коррупционная связка та же: чиновничество, его люди в большинстве управляющих компаний и ТСЖ и свои подрядчики. Эта связка и занимается бурным «освоением» бюджетных средств и средств, собираемых с населения. «Осваиваемые» суммы исчисляются миллиардами рублей. ЖКХ при этом так же, как и у нас, на глазах хиреет. И вопрос стоит тот же: что делать с системой, гробящей жилой фонд?

Один из вариантов решения проблемы (и это фактически единственный вариант) опробован в городе Энгельсе Саратовской же области. И опробован весьма успешно. Состоит он в возврате к схеме управления ЖКХ, аналогичной той, что действовала при советской власти. Это когда обслуживание жилого фонда находится в одних руках – в руках мэрии. В ее же ведении – ЖЭУ. Без толпы алчных посредников, когда ТСЖ заключает договор с управляющей компанией, та – с поставщиками услуг и подрядчиками, те – с субподрядчиками и т.д. И каждый в этой бесконечной цепочке отстегивает на свою безбедную жизнь, взвинчивая тарифы и другие поборы с населения. А в итоге – полная безответственность и бесхозность.

ЖКХ сегодня – это огромные денежные потоки, и позволять им течь в карманы псевдобизнеса для мэрии, по меньшей мере, неразумно (если речь не идет, конечно, о банальной коррупции). Договоры с исполнителями работ по обслуживанию домов могут заключать и ЖЭУ, оставляя часть денег себе. Опять же без этих пресловутых ТСЖ и УК. Главе города Александру Пинкову следует поставить вопрос о ЖКХ в число первоочередных и действовать. Послать для начала людей в Энгельс – для изучения опыта.

Тем более что переход коммунальных предприятий в ведение муниципалитетов – сейчас мировой тренд. Пример – Германия, но об этом позже в отдельной статье.

Юрий Кашинский