Приспособление для испытания колесных пар – своими руками.
Рабочая группа вагонного участка Ульяновск самостоятельно изготовила приспособление для испытания колесных пар после монтажа шкива, который позволяет уменьшить вероятность отказов технических средств пассажирских вагонов в пути следования.
Поводом для разработки оборудования послужил случай задержки поезда № 356 на станции Чердаклы в 2009 году. Вынужденную остановку пассажирский состав произвел из-за отцепки вагона по причине грения буксового узла. Причиной грения, выражаясь техническим языком, стало несоответствие размеров лабиринтных канавок, наличие отколов и изогнутости внутреннего бурта. Чтобы не допустить подобных случаев, было решено разработать приспособление для испытания колесных пар самостоятельно.
– Перед рабочей группой возник вопрос: как же проверить правильность монтажа шкива, ведь для этого колесную пару необходимо раскрутить до определенной скорости в целях контроля за изменением температуры в области шкива, – рассказал главный механик вагонного участка Ульяновск Денис Дубровин. – При этом нужно было максимально снизить затраты на изготовление приспособления.
В итоге решили использовать уже имеющиеся позиции для замера параметров редукторной колесной пары. Самым трудным, по словам Дубровина, было раскрутить колесную пару весом почти в одну тонну до заданной частоты оборотов. Проблема была решена путем применения частотного преобразователя, обеспечивающего плавный пуск электродвигателей в заданный интервал времени. Он использовался на ранее сконструированном приспособлении в 2008 году.
Однако и это оказалось половиной дела, так как следовало определить, с какой частотой вращается колесная пара и данную частоту привязать к скорости движения поезда.
Частоту вращения колесной пары удалось отследить при помощи электронного бесконтактного тахометра, причем с максимальной точностью: для этого достаточно было лишь приклеить на колесную пару светоотражающую пленку и направить световой луч тахометра в область полосы.
Таким образом, колесная пара могла прокручиваться около 15 минут, что соответствует времени прохождения до места расположения приборов безопасности, удаленных от станции Ульяновск-Центральный. После этого оставалось только измерить температуру в области шкива с помощью бесконтактного прибора измерения температуры «Кельвин». Если показатели в норме – можно смело монтировать колесную пару на вагон.
– Преимущество этого приспособления – в простоте его изготовления, – считает Денис Дубровин. – Станина и бесконтактный прибор «Кельвин» имеется во всех вагонных участках и депо. Нет особых проблем найти электродвигатель с датчиком, а частотный преобразователь из-за сравнительно небольшой стоимости и возможности его использования в различных направлениях рационально приобрести в спецмагазине. Мы уже начали испытывать изготовленное приспособление. Применение данного приспособления позволяет снизить вероятность отказа буксового узла колесной пары после монтажа шкива, тем самым повышая безопасность движения пассажирских поездов.
Остается только назвать имена рационализаторов вагонного участка Ульяновск, которые смогли самостоятельно разработать данную установку. Это рабочая группа из числа опытных специалистов: главного механика Дениса Дубровина, начальника техотдела Александра Анисимова, технолога Дмитрия Захарова, мастера Александра Ендальцева и Александра Богатырева.
Александр Савенков