Наталья Иост: – У нас один общий вопрос для всех экспертов Проекта. Существует четыре сектора общественных отношений: государство, бизнес, гражданское общество, СМИ. Как, на Ваш взгляд, распределяется влияние между ними и какую роль играют эти силы в современной России?

Игорь Крупенников: – Для начала я бы сделал некоторую градацию: как было до Медведева и как стало после его прихода к власти. Дело в том, что Дмитрий Анатольевич гораздо более открыт и достаточно часто общается с населением через тот же Интернет. Он самостоятельно прочитывает проблемные вопросы, отвечает на них и ищет пути решения. Исходя из этого я могу сказать, что роль СМИ и роль общественных объединений, безусловно, начинает повышаться. И у СМИ, и у гражданского общества появилась возможность и механизм обозначить свое «Я» и вынести на более высокий уровень власти проблемы, над решением которых они бьются долгое время.

Государство же в России при любом строе всегда превалировало и вело очень активную политику. Таким образом, без его решения сделать что-либо самостоятельно было практически невозможно. То есть принцип Американской демократии «разрешено все, что не запрещено» в России зачастую не работает.

То есть Вы считаете, что времена Медведева привели к некоторой «оттепели»?

Да, это выражается и в том, что сейчас наблюдается некоторое перераспределение уровня влияния от власти к общественным объединениям и СМИ. Наконец-то можно говорить о том, что роль СМИ постепенно переходит от роли придворных, подкармливаемых слуг к той самой четвертой власти, о которой мы так часто говорим. Хотя по-большому счету эта четвертая власть, все еще продолжает кому-то служить — либо государственным структурам, либо крупному федеральному и региональному бизнесу.

Какова же тогда, на Ваш взгляд, роль бизнеса?

Мы достаточно много говорим о том, что в современной России идет сращивание бизнеса и политики. А политика и государство – это практически одно и то же, так как государство выполняет политические установки той силы, которая побеждает на выборах. В выборных же процессах бизнес также принимает самое непосредственное участие. Есть и еще одна взаимосвязь: если бизнес будет «хилым», то и бюджеты будут такими же – и никакие социальные задачи государство выполнить не сможет. Важно отметить, что бизнес не любит публичности. Как правило, у бизнеса есть два варианта: либо зарабатывание деньг исключительно в экономической сфере, либо же путем использования политического влияния тех или иных людей, «выдвинутых во власть» этим бизнесом. В любом случае роль бизнеса прикрыта завесой, он имеет множество рычагов влияния на принятие политических решений, но они ему нужны только с целью получения прибыли.

Мы немного затронули каждый из секторов общественных отношений, но хотелось бы еще понять роль и позицию местного самоуправления в этой системе.

Разграничение государственных органов и органов местного самоуправления заключается в том, что государство занимается решением общегосударственных вопросов, а МСУ — непосредственно решением вопросов местного населения. Утрированно это можно представить так: государство — это стратег. То есть тот, кто разрабатывает определенного рода стратегии, принимает законы, которые должны привести к ожидаемым результатам. А МСУ – это тактик. Тот, кто работает над улучшением жизни населения, исходя из заявленных государством рамок и правил работы. Но в силу нашего российского менталитета роль местного самоуправления, зачастую, пока сводится лишь к одному: «дать справку», «написать бумажку». Как таковых властных полномочий население за этими органами пока не ощущает. Поэтому в большинстве случаев жители пытаются решать свои проблемы через более вышестоящие органы власти. Ведь в нашем обывательском понимании, кто решает проблемы, тот и является «главным». Однако решение проблем всегда завязывается на деньги, которых у местного самоуправления пока в достаточном количестве нет. Именно в силу отсутствия денег, эти органы в большинстве своем, бессильны помочь в чем-то более глобальном, нежели написать бумажку или починить забор из трех-четырех досок. Наше МСУ пока бедно, как церковная мышь.

А что Вы можете сказать о ситуации с нашей партийной системой?

На мой взгляд, сейчас мы отходим от восприятия, когда партия, стоящая у власти, приравнивалась к государству. Хотя это не совсем правильно, потому что та или иная политическая сила, пришедшая к власти, начинает руководить страной и выполнять свои обещания не за счет собственных средств, а за счет средств государства. Поэтому говорить о том, что партия что-то пообещала, а государство делает – несправедливо. В силу того, что именно данная политическая сила находится у руля, а руководители страны или субъекта пришли к власти именно на плечах этой партии, нужно поставить знак равенства между правящей партией и государством.

Что касается качества работы правящих партий. Работа любой руководящей структуры – это всегда попытка найти компромисс между желаниями большинства и сомнением или нежеланием меньшинства. Как правило, делается ставка на решение проблем максимального количества людей. При этом всегда остаются люди, которых не устраивает принятое решения. Цель политиков – найти оптимальный вариант, удовлетворяющий большинство.

Что касается других партий, будем их для краткости называть «оппозицией». Их роль, как и у общественных организаций, как и у СМИ – заключается в том, чтобы предлагать варианты, которые могли бы более качественно решить те или иные проблемы населения. Оппозиция, на мой взгляд, должна не просто голословно обвинять власть, а предлагать конкретные меры по улучшению ситуации. Кстати, зачастую инициативы других партий вполне спокойно принимаются государством в качестве основополагающих идей. Оппозиционные партии же во время своих предвыборных кампаний так же спокойно говорят о том, что государство к ним прислушилось. А сводить роль оппозиции к словам интернационала, что «весь мир до основания мы разрушим, а затем…» – это не конструктивно. Можно, конечно, с приходом каждой новой партии все сломать, что сделано предшественниками, но тогда мы все будем жить в пещерах, а не в комфортабельных домах.

Ну и давайте еще раз обобщим результаты и проранжируем по степени влияния на политические процессы существующие силы, можно в процентном соотношении.

Во-первых, я бы выделил из государства и из гражданского общества партии, как отдельную силу. По тому, что согласно теории главная роль партий – это приход к власти (законными методами), поэтому они являются некими промежуточными институтами. Я считаю, что роль государства и роль партий в современной России может быть приравнен к 30-35% и у той и у другой силы. Может быть, у государства роль будет чуть значительнее, на уровне 40 %, так как исполнительная власть всегда может несколько больше в силу того, что распоряжается деньгами. Государственная дума в этом плане лишь прописывает то, как должны тратиться средства. Тем не менее, роль партий – парламентских и непарламентских, благодаря их идеям и проектам, которые, в любом случае доходят до президента, так же очень велика, я бы оценил ее в 35 %.

Третье место по влиянию можно отдать бизнесу – около 15 %. Ведь так или иначе бизнес влияет на действия всех органов власти. Все прекрасно понимают, что если нет денег – нет и выполнения социальных или иных обязательств.

Ну а что касается роли общественных организаций и СМИ, то я бы выделил процентов 7 на СМИ, включая Интернет, ну и оставшиеся 3 % на некоммерческие организации, голос которых слышен, но пока еще очень слаб.