ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

«Беда одна. Это только кажется, что каждый день на голову сваливаются новые несчастья. Одна беда случилась со мной. Одна болячка, которая ноет, ноет, и всё тело от нее болит и страдает…»

– Готовь своему Сергею сама, – говорит мама, демонстративно покидая кухню. – Я вам в кухарки не нанималась.

– Хорошо, мама, – едва слышно отвечает Ольга.

Ксюша из-за спины бабушки смотрит на Ольгу обиженно, хмурит бровки и с отчаянной преданностью прижимает к себе мишку.

– Доченька, подойди ко мне, – просит Ольга, опускаясь на корточки и протягивая руки.

Ксюша поглядывает на бабушку: разрешит или нет? Ольга униженно смотрит на дочь, достаёт из кармана плюшевого волчонка в чёрной кожанке, с глазками-пуговицами, которого когда-то давно ей подарил Сергей.

– Смотри, какой смешной зверёк, – говорит Ольга, протягивая игрушку дочери.

Ксюша делает шаг вперёд и с опаской рассматривает волчонка.

– Не смешной, – деловито произносит она.

– Почему же?

– Он злой!

«Беда одна… Только одна. Только одна…»

У Сергея снова стали кровоточить раны. К двум старым добавилась новая. Но по сравнению с пулевыми, она пустяковая: осколок стекла лишь слегка надрезал кожу, и оттуда при надавливании сочится сукровица. Ольга меняет повязки несколько раз в день. Сначала смазывает раны зелёнкой, потом прикладывает к ним стерильные марлевые салфетки и закрепляет их пластырем – крест- накрест.

По телевизору показывают репортаж откуда-то из южных регионов. Ольга замечает, как меняется лицо Сергея, становится жёстким, как заостряются черты. Его руки невольно сжимаются в кулаки.

– Бить их надо, – произносит он, не разжимая зубов. – Мочить с утра до вечера, всех без разбору и всюду, где бы они ни были. Размазывать, месить, резать, рвать, чтобы ни одного на земле не осталось. Всех, под корень…

Ольга замирает посреди комнаты, с испугом смотрит на Сергея.

– Что с тобой? – спрашивает она.

– Ничего. Со мной как раз ничего.

– Ты очень изменился.

– Тебе так кажется. Я таким был всегда. Но теперь пришло время, когда надо действовать.

– А жить когда, Серёжа? – тихо спрашивает она. – Когда растить детей, сажать сады, строить дома, любить? Если ты будешь только рвать и резать, разве у меня будет нормальная жизнь?

– Подождёшь! – зло отвечает он. – Ты эгоистка. Ты думаешь только о своём благополучии. А на страну тебе наплевать!

Она хочет выйти из комнаты, чтобы прекратить этот ужасный разговор, но не выдерживает, оборачивается:

– Да! Я эгоистка! И мне наплевать на страну. Она как-нибудь без меня справится. А вот мой ребёнок без моей заботы и любви вырастет обделённым. И я без твоей любви быстро постарею, высохну и стану злой и склочной старухой. И мы даже оглянуться не успеем, как жизнь кончится…

Не сдержав слёз, она быстро выходит из комнаты.

Потом они долго не разговаривают. Сергей лежит на диване и делает вид, что смотрит телевизор. Ольга ходит по комнате, поливает цветы, вытирает пыль, переставляет с места на место предметы. Она не может даже минуту провести без движения. Ей кажется, что если она сядет в кресло и замрёт, то у неё разорвётся сердце.

За окнами сумрачно. День кажется обгрызенным со всех сторон. Не день, а калека: солнца нет, голубого неба нет, одни лишь мрачные тучи. Ольга незаметно относит в прихожую сумку с продуктами. Сергей замечает, что она куда-то собирается.

– Ты куда? – спрашивает он.

– По делам, – уклончиво отвечает Ольга, надевая колючий свитер с высоким воротником.

– А конкретнее можно?

– Я ответила тебе конкретно, – холодно отвечает Ольга.

– Мне кажется, раньше ты была со мной более откровенной, – замечает Сергей.

– Раньше… – как эхо повторяет Ольга, подходит к окну, за которым раскачиваются под порывами ветра голые деревья, и катится по безлюдному двору ржавое погнутое ведро без дна. – Раньше много что было…

«Одна у меня беда», – мысленно повторяет она.

Она выходит в прихожую, останавливается у вешалки и некоторое время стоит неподвижно, прислушиваясь, как мама гремит на кухне посудой. Потом берёт стул, приставляет к книжному стеллажу, тянется к самой верхней полке, где стоит потёртый, выцветший строй классики: «Война и мир», «Дом с мезонином», «Преступление и наказание»… Теперь Ольга торопится. Она снимает несколько книг, просовывает в брешь руку и достаёт тяжёлый газетный свёрток, пронзительно пахнущий оружейной смазкой.

* * *

В полупустой электричке ей холодно и одиноко. Она смотрит в окно, за которым проносятся унылые голые поля с пожухлой травой, тёмные пятна лесов и бесконечные столбы электропередачи. Они напоминают дирижерскую палочку, и с каждым взмахом жизнь как бы проигрывает новый такт… Вот так она и проходит, в бессмысленном движении вперёд, где нет ничего.

Пожилая женщина, сгорбившись под тяжестью потрёпанного рюкзака, разносит газеты и журналы. Ольга хочет купить кроссворд, чтобы немного отвлечься за его решением, и тут замечает молодого мужчину, который сидит у окна и исподлобья смотрит на нее. Мужчина, встретившись взглядом с Ольгой, тотчас опускает глаза и прикрывает лицо газетой.

Беспокойство поднимается по груди горячей волной. Ольга уже не может думать ни о чём другом, кроме как об этом молодом мужчине. Следил ли он за ней, или же это был случайный и мимолётный взгляд, какие мужчины, походя, раскидывают повсюду, где есть женщины?

Некоторое время Ольга исподтишка наблюдает за мужчиной. Он как будто не проявляет никакого интереса к ней и сосредоточенно читает газету. Но вот он переворачивает страницу, просматривает анонсы и снова – короткий, как выстрел, взгляд в её сторону. Значит, всё-таки следит! Что же делать? Как себя вести?

Она пытается взять себя в руки и ничем не выдать своего волнения. Делает вид, что рассматривает проплывающие мимо дома, станционные строения, как сделал бы пассажир, чтобы не пропустить свою остановку. Спокойно встает и, не торопясь, идёт по проходу. В тамбуре оглядывается. Мужчи-ны не видно. Место, где он сидит, закрывает стоящая в проходе молодёжь. Ольга переходит в другой вагон, садится на свободное место так, чтобы видеть вход. Никто следом за ней в вагон не заходит. Ольга ещё долго не сводит взгляда с дверей. «У меня слишком напряжены нервы, – думает она, чувствуя, как напряжение отпускает. – В каждом мужике видится милиционер. Никого я здесь не интересую, никто не обращает на меня внимания».

Успокоив себя таким образом, Ольга доезжает до своей платформы. Здесь почти никто не выходит, станция построена для дачников и грибников, а коль сезон закончился, то и пассажиров нет. Ольга выходит из вагона, сразу раскрывает зонтик. Идёт мелкий промозглый дождик. Платформа жирно блестит, на ней отражаются столбы освещения и мутные окна электрички. Состав дрогнул и, быстро набирая скорость, помчался куда-то в туманную даль. Ольга оглянулась – чисто машинально – и её словно парализовала оторопь. Метрах в пятидесяти от неё, посреди пустынной платформы, стоит всё тот же молодой мужчина в коротком пальто с поднятым воротником. Приподняв плечи и склонив голову, он прикуривает. Ветер гасит пламя, он снова чиркает зажигалкой и склоняется над сигаретой.

«Нет, это уже не случайно», – думает Ольга. Страх мучает её ледяными прикосновениями. Похоже, что слепой и замёрзший бродяга случайно наткнулся на неё, схватил её за руки, обнял за спину, и всё крепче прижимает к своему трупно-холодному телу, боясь упустить и не найти снова. Ольга поворачивается и быстро идёт по платформе к ступеням. От них в лес бежит тропинка. Летом по ней, как бусинки на нитке, вытягиваются вереницы людей. Идут пенсионеры с тележками, саженцами; бегут дети с удочками; скачут дорвавшиеся до раздолья домашние собаки; мчатся, дребезжа разбитыми втулками, велосипеды… Сейчас здесь никого, лишь чёрными пятнами отсвечивают лужи.

Перед ступенями Ольга оглядывается. Мужчина, опершись об ограду, курит и смотрит куда-то в лес. Ольга лелеет в себе робкую надежду, подпитывает внушением: «Я уже на Глеба стала похожа, всюду мне мерещатся шпионы!»

Но надежда живёт не долго. Едва Ольга спускается на тропу, как мужчина выбрасывает окурок и быстро идёт следом за ней. Всё-таки она подсела на крючок! Её сердце бьется со страшной силой. Она идёт очень быстро, едва не бежит, и несколько раз спотыкается о корни, напоминающие распухшие, воспалённые вены на теле земли… И вдруг она останавливается. Что же она делает! Она ведь идёт в ту сторону, где в сырой палатке схоронился Глеб. Ольга самым коротким путём ведёт к нему милиционера.

Она поворачивается. Мужчина уже спускается по ступеням… Нет, этот фокус у него не пройдёт! Не на ту напал!

Ольга кидается в заросли орешника, бежит очертя голову куда-то в лесные дебри, раздвигая и ломая ветки. Земля сырая. Ноги проваливаются в холодную жижу по щиколотку. Чёрная, липкая грязь чавкает, стонет, отрыгивает воздух. Ольга не останавливается, бежит всё быстрей, не обращая внимания на ветки, словно плетьми секущие лицо, на колючий лапник, цепляющийся и рвущий её плащ. Силы быстро покидают её. Она задыхается, переходит на шаг, но обернуться боится, как будто встретившись взглядом с мужчиной, окаменеет, застынет, и не сможет больше сделать ни шагу. «Останавливайся и прячься за стволом, – вспоминает она совет Глеба. – Заставляй того, кто следит, выдать себя…»

Она останавливается, прижимается к сырому чёрному стволу бука, касается его наждачной коры разгорячённой щекой и зажмуривает глаза. Она так часто дышит, что можно подумать, будто пытается согреть, оживить дерево. Сильные удары сердца, кажется, разносятся по всему лесу и отзываются эхом. Ольга открывает глаза и чуть сдвигает голову в сторону, выглядывая из-за дерева.

Сердце её ухает куда-то вниз. Мужчина идёт по её следам, уже не таясь, во весь рост, аккуратно раздвигая ветки и оберегая лицо. Он смотрит на нее. Лицо его спокойно, и даже можно заметить, как насмешливо искривлены губы.

Это конец… Уже нет сил бежать. Да и куда бежать, зачем бежать? Он сильнее, на его стороне правда и закон. Выкрутит руку, вызовет по рации бригаду жестоких и беспощадных мужланов в матерчатых масках. Они быстро заставят Ольгу признаться, где прячется Глеб. И поведёт она вооружённую до зубов толпу в униформе в овраг, и будет прятать глаза и заливаться краской стыда, а Глеб, болезненно усмехаясь, скажет: «Давно бы так, подруга! И чего тянула?» И её слова оправдания, и мольба простить её будут звучать жалко и фальшиво. А потом клацнут на его запястьях наручники, сильные парни кинут Глеба лицом в сырую землю, да ещё наступят ему на спину ботинком с толстой рифлёной подошвой…

Она рывком срывает с плеча сумку, расстёгивает молнию и, до крови кусая губы, вынимает свёрток. Клочки мятой газеты падают под ноги. Ольга сжимает рукоятку, глубоко, до хрипоты дышит… Сердце… Только бы не выскочило из груди, только бы не покинуло… Она смотрит на пистолет. Как заставить эту злую и страшную игрушку работать? В Чечне видела, но забыла… Кажется, надо оттянуть затвор…

Пистолет слушается её, смазанная пружина слабо сопротивляется. Раздается щелчок. Затвор возвращается обратно, загоняя патрон в ствол. Ольга приподнимает оружие, смотрит на него с ужасом.

– Девушка! – раздается мужской голос. Он совсем близко. Слышно, как чавкает глина под ногами. – Может, хватит со мной в прятки играть?

Она сжимает рукоятку с такой силой, что немеют пальцы. Вот она, соломинка. Вот он, единственный выход из тупика… Ольга делает шаг в сторону, выходит из-за дерева, вскидывает пистолет и дважды, почти в упор, стреляет в мужчину.

* * *

Всё хорошо. Всё страшное уже позади. Не она первая, не она последняя, кто так делал. Когда загоняют в угол, то пистолет становится не таким уж дурным средством для спасения.

Ольга некоторое время стоит неподвижно, глядя на распростёртое перед ней тело. Обе пули вошли в грудь, продырявив пальто. Крови не видно. Мужчина лежит, запрокинув голову и неестественно согнув одну ногу. Руки вытянуты, словно он, уже мёртвый, решил сдаться.

Ольга кидает пистолет под ноги, наступает каблуком на рукоятку и боязливо приближается к убитому. Какое-то необыкновенное чувство испытывает она. Перед ней лежит человек, которого она по своей воле лишила жизни. Какой чудовищной силой и властью она только что обладала!

Ольга озирается по сторонам. Вокруг чёрные стволы деревьев, оголённые, расползшиеся в разные стороны ветви ежевики, маслянистый покров из преющих листьев. Никого. Только она и убитый ею человек.

Ольга смотрит на него и не может избавиться от чувства, что мужчина сейчас резко схватит её за руку и приподнимется, как бывает в фильмах ужасов. Но он неподвижен, он не дышит. Его уже нет на этом свете…

«Как ему хорошо, – думает она. – Он уже не чувствует сырости, холода, не стыдится своей позы, не боится выпачкать в грязи лицо. Ему уже безразличны все его старые болячки, он уже не страдает от ревности к жене, не беспокоится за завтрашний день… Всё это ярмо он уже оставил на земле, а сам воспарил…»

Она медленно возвращается к платформе. Сумку с продуктами опускает под ствол поваленного дерева, зачем-то закидывает её листьями. На ходу проверяет содержимое карманов и вынимает плюшевого волчонка. Останавливается, рассматривает его.

«Злой ты, – думает Ольга. – Вот в чём вся беда. И жить тебе надо не среди людей, а в глухом лесу…»

Она замахивается и кидает волчонка в кусты. Матерчатый зверёк цепляется кожаной курточкой за ветку и повисает на ней, глядя на Ольгу своими холодными пуговичными глазками.

Но что ж эта осень такая дождливая? С неба сыплются, не переставая, мелкие брызги, и растекаются по платформе полосы глины. Последние, самые стойкие дачники чистят здесь сапоги, сковыривают с подошв тяжёлые вязкие комки. А дождь разносит их по всей платформе, и становится скользко. И очень, очень опасно стоять на самом краю её и смотреть, как летит на тебя тяжёлый состав, как пробивает серую мглу мощный лобовой прожектор, как угрожающе свистит, ревёт локомотив, и гонит впереди себя жар чудовищной мясорубки.

Скользко на платформе, очень скользко, вот что плохо.

* * *

Проклятая, проклятая война.

Дышев Андрей Михайлович родился в 1960 году. Служил в армии, воевал в Афганистане, награждён орденом Красной Звезды.

Первая повесть была опубликована в Лениздате в 1988 году.

На сегодняшний день издано более 40 повестей и романов, по мотивам некоторых снято 3 телевизионных сериала.

Лауреат литературных премий, победитель литературного .конкурса Единой России «Спасибо тебе, солдат».

Член Союза писателей России.