Лев Нецветаев. Правда осени. Стихи. Ульяновск, «Корпорация технологий продвижения»,2010.

Автора я знаю много лет. Да, он архитектор по образованию и годам работы, он же – серьёзный живописец. И вот, просматривая стихи его нового сборника, не сдерживаю восхищения, хотя писал о его дарованиях и творениях и в прежние годы. А посему – несколько беглых мыслей, навеянных тем, на чём задержал невольно взгляд…

Читатели становятся свидетелями счастливого сочетание в авторе стихотворца и художника, который ещё и глубоко вникает в историю, в психологию своих героев. И часто – очень точные детали, которым веришь независимо от их реальности – и в воспевании Собора Василия Блаженного, и в древней истории Рима, и в обращении к нашим общим кумирам – Пушкину, Есенину…

Только досадно, что нынешние поколения уже не оценят, да просто не поймут многие прозрения и оценки стихотворца.

А неизменно присутствующая природа? Это осень, запечатлённая художником (в широчайшем смысле) в разнообразнейших красках и с богатейшим звукорядом – тут и дожди, и улетающие птицы, и шуршанье древесных монет и сама флейта осени, чьим именем назван один из циклов. Но тут же – и правда осени: чёрная грязь, туманы, холод ветров… И горьковато-мудрое:

Листья в землю стремятся, кружа;

Все мы станем когда-то землицей,

Правда осени – тленье и ржа –

А на правду бессмысленно злиться…

При этом автор не боится выйти из привычного, в чём-то для многих спасительного стихотворчества, хорошо освоив сложное искусство верлибра. Где там рифма, где размер – а вот, поди ж ты! И в той же книге – чеканный безукоризненный анапест: «В тошнотворном чаду примусов и сырого белья…».

Есть в книге мощные и тонкие любовные переживания, адресованные чаще таинственным героиням с вряд ли нам что-либо говорящими инициалами. Есть немало изящной иронии – с годами, понятно, всё более горьковатой…

Издавна слышал авторитетное суждение: если в целой книжке есть десять хороших стихов – она удалась, и автор талантлив безусловно! Не хочется здесь говорит о поспешных и, думается, потому слабых рифмах, о том, что общий градус, что ли, книги был бы крепче – избавься автор, согласно только собст-венному вкусу, от десятка стихотворений, написанных в разные годы. Но не место и не время здесь к чему-то придираться – очень хороших стихотворений у Льва Николаевича здесь куда больше десяти. Книга удалась – я рад ещё и потому, что давно её ждал и торопил…

А впрочем, читайте сами…

Григорий Медведовский